Хочешь сына Вассермана?! Или чему учат в школе?

27.08.2018 Юля

Хочешь сына Вассермана?! Или чему учат в школе?

На носу 1 сентября. В магазинах тетрадки и сменка. В соцсетях взрослые и детские шутки безжалостности и беспощадности «праздника». В разговорах все больше тревоги и возбуждения на тему школы.

Прислушиваюсь к опасениям родителей и выделяю основной лейтмотив «Делание уроков». Точнее, их неделание. Борьбу с ребенком на этой почве, страх, что станет дворником, кучу волнений и переживаний за оценки, как за показатель способностей ребенка. А на что еще опираться? Оценка вроде как показатель  объективный, можно померить, сравнить, посчитать.

И идет война почти в каждом доме, потому как логика такая: Не сделает домашку – получит двойку, получит двойку – нахватает троек в четвертях, нахватает плохих четвертных – не сдаст ЕГЭ, плохо сдаст ЕГЭ – не поступит в хороший ВУЗ, не поступит в ВУЗ – будет дворником. Будет дворником – жизнь зря. Значит нужно что? Правильно! Заставлять делать уроки. Сделал уроки – жизнь задалась. Примитивно, однобоко и главное, понятно. И тревога снизилась. Чего опасаться, когда ребенок – отличник?! Опять же и похвастаться перед родственниками, друзьями, коллегами есть чем.

Однако «жизнь задалась» складывается из множества факторов. И взрослеют и выходят от мамы с папой в жизнь двадцатипяти – тридцатилетние мальчики и девочки с дипломом ненужного ВУЗа за плечами, одинокие и растерянные, не умеющие сохранять друзей, находить пару, отвечать за слова и поступки, прогнозировать и планировать будущее, радоваться творчеству, получать удовольствие от работы…(нужное подчеркнуть). Ведь по всем остальным параметрам в школе оценки не ставили. Да и родителям было чихать.

Читатели этих строк, оглянитесь на своих друзей, родственников, коллег. Сколько из них работает по специальности диплома и любит работу? 10%? 20%? Вряд ли больше. А ведь именно за это вы бьётесь в течение 11 лет по несколько часов в день со своими детьми. А если детей двое, трое.., то и больше.

Масла в огонь нередко подливают учителя, которые, конечно, изучали педагогику и интересуются последними трендами обучения и воспитания, ездили на конфекцию, и знают такие слова как «инклюзивное образование», «дифференцированный подход», однако считают их синонимами «бла-бла-бла» и сами гонятся за оценками, медалями и кубками. Их можно предъявить! И сами гонятся и родителей подгоняют. К счастью, педагоги школы составляют такое же сообщество, как и любое другое профессиональное сообщество. В нем есть самые обычные люди. Умные и глупые, щедрые и жадные, завистливые и радующиеся, авторитарные и демократичные. И воюющие с детьми и любящие их; и гоняющиеся за победами и радующиеся тому, что есть; и различающие детей и видящие серую массу; и развивающие и формализирующие.

В школе и учителя и ученики – это часть обычного мира. Люди в школе такие же, как  в вашем доме и такие же, как на вашей работе, ни лучше, ни хуже. И в этом состоит хорошая новость: школа может стать лабораторией обычного мира. В школе можно изучать и пробовать и оттачивать все то, что понадобится во взрослой жизни. Здесь ребенок может научиться взаимодействовать с людьми. Здесь он может узнать себя.

На конкретном одном дне смоделируем ситуацию. Вот пришла я сегодня утром в школу. Стоп. Сначала я в нее собиралась. Я выбирала одежду. Если мне 8 лет, то ее подготовила мама (она выбрала, она же постирала, погладила и на стул повесила, чтоб не искать), если мне 12, то я выбираю из нескольких купленных для меня вариантов (иногда надеваю грязную, но «красивую», а иногда даже вовсе и не форму, а джинсы, учась непослушанию), если мне 16, то я выбираю и готовлю ее себе сама, вряд ли я надену мятую или грязную или лоховскую.

Меня точно волнует выбор одежды, на этом я учусь:

  • Прислушиваться к себе и выбирать по душе, таким образом, вырабатывая свой стиль;
  • Быть опрятной, через навыки гигиены и приобщения к труду по стирке-глажке.
  • Быть ответственной, пожиная плоды своей деятельности (не подготовила, что хотела – пошла в чем есть).
  • Быть принятой друзьями одноклассниками, подстраиваясь под требования учителей. (Балансировать между. Чтоб и в тренде и не выслушивать моралей)
  • Быть частью системы. Может быть, мне придется работать в большой корпорации, Газпроме? Сбербанке? Полиции в конце концов.

Меня точно волнует, что я надену, маму волнует выучила ли я стих, чтоб не получила двойку.

Дальше я иду в школу, сообразно возрасту (сам или с проводами), сообразно характеру (медленно, считая ворон или бегом, опаздывая к звонку), сообразно принятым нормам моей компании (встретится пораньше и покурить или выйти пораньше, чтоб поздравить ОБЖешника с Днюхой).

По дороге в школу я учусь:

  • Ценить свое время. И поспать подольше хочется, и опаздывать не охота.
  • Ценить чужое время. Опоздаю на встречу с друзьями – огребу.
  • Быть вежливым. Здороваюсь со встречающимися мне знакомыми.

Дальше гардероб и общение с одноклассниками. И да, я волнуюсь и краснею, когда подходит вон тот мальчик. Я переживаю за взаимоотношения. Что подумала Светка и как отказать Людке. Как понравится ему. Почему Машка не дружит с Танькой. Как сесть на русском с Ромой. И так далее и тому подобное.

Выстраивая взаимоотношения с одноклассниками я:

  • Осваиваю различные роли. Я лидер? Организатор? У меня много друзей? Я люблю быть одна? Я изгой? Я конформист? Я защищаю слабых? Я хочу чтоб ко мне не лезли? Я приклеиваюсь к лидеру? Как собственно я живу в коллективе, как получается и как хочется.
  • Учусь дистанции. С кем можно быть ближе, кому открыться и довериться, а кто сдаст? Как я переживаю предательство? Как я ссорюсь и как я мирюсь? Как я переживаю чужую обиду? А злость? Какой я приятель?
  • Учусь сотрудничеству. Распределению задач единой цели. Ответственности за коллективный результат. Как я выбираю, в какой команде быть? Умею ли я просить? Умею ли делегировать? Кому я сама помогу? Как перенесу чужую славу? Умею ли я отказать? Нравится ли мне работать в команде? Или таки я больше люблю сам?
  • Учусь дружить. Познаю, что такое дружба не на словах, а на опыте. Чтобы дружить, мне придется каждый раз соразмерять, чего хочу я, и чего хочет друг. И каждый раз делать выбор. Помогу ли я ему вымыть посуду, чтоб быстрее вместе пойти гулять? Скинусь ли я карманными деньгами на разбитые Ленке очки? Смогу ли я не дружить с кем не хочется? Друзья у меня номинальные, лишь бы были или настоящие? Прикроют ли? Дадут ли списать? Как совмещать конкуренцию и дружбу?
  • Учусь любить. Да, да. Именно в школьном возрасте приходит первая любовь. И мне ее нужно переживать и чувствовать этих бабочек в животе. И мне нужно что-то с этим делать. Я выберу тихо вздыхать от неразделенности? Или искать взаимности? Рассказать ли ему? Поделиться ли с подругой? А если я ему тоже нравлюсь, как нам быть вместе? Что можно и что нельзя? Что я хочу, а что пока не очень? Расскажу ли я маме, которая спрашивает меня только об оценках? – вопрос риторический, к сожалению.

Еще не дошло дело ни до уроков, ни до оценок, а уже так много интересного и полезного для моей жизни я осваиваю. Или, увы «не осваиваю». Оценок то не ставят. Как понять, мои знания умения и навыки в этих областях хороши ли? А ведь от того на сколько я освою эту часть жизни, будет зависеть Есть ли у меня друзья и какие они. Есть ли у меня муж и какой он. Удается ли мне ладить на работе с коллегами и вообще есть ли у меня работа?

Перейдем к урокам. На них я начинаю взаимодействовать с учителями. И не только по поводу знаний. Учителя то разные.  Одних я уважаю и мне интересно у них на уроках. Тогда и предмет осваивается качественно и взаимоотношения с удовольствием. Другие меня не «зацепляют», ну есть и есть. А третьи бесят, вызывают отвращение. И так есть, сколько бы ни закрывали на это глаза «приличные взрослые». Оглянитесь, читающие. Вокруг вас тоже есть люди вам симпатичные; так себе; и неприятные. Это факт. И лучше не открещиваться от него, а помогать учиться взаимодействовать с разными людьми.  От них еще и знания ведь как-то получать хорошо бы.

И учится ребенок:

  • Подстраиваться под разные характеры. Этой нужно, чтоб здоровались в коридоре громко и отчетливо, а этому, чтоб тетрадь красиво оформлена была, а та обращает внимание на понимание, а другой главное, чтоб в классе тихо…
  • Расставлять приоритеты. Так как выполнить в лучшем виде ВСЕ, что хотят учителя невозможно, просто физически, то приходится научаться делить задачи на крайне важные, которые нужно сделать тщательно и качественно; на задачи так себе, которые просто нужно выполнить; и на задачи, на которые можно просто забить. Нужнейший навык взрослого человека! Невозможно, чтоб дома полы чистые, пироги напечены, энциклопедии прочитаны, в лес за грибами съезжено, спортом позанималось, маска на лицо намазана, с младшим поигралось, со старшим поболталось – увы, приходится выбирать.
  • Отстаивать свое мнение. Что зачастую интерпретируется как «хамство», потому как у некоторых есть их мнение и не правильное. Учитель в школе обладает властью над учеником и это хорошо. Хорошо ровно до профдеформации. А когда человек вещает истину тридцати внимательных пар глаз вот уже лет двадцать, он начинает, увы, иногда воспринимать, что из его рта выходит исключительно истина, путая знания предмета и собственное мнение.
  • Ответственности. На работе не ставят двойку за невыполненное задание, в лучшем случае, штрафуют на деньги. Однако при повторе ситуации работодатель будет искать другого специалиста. Столкновение с последствиями своих действий и бездействий в школе лучшем образом готовят ребенка к взрослой жизни. Не выучил стих – стоял краснел, возможно не захотел так чувствовать себя в следующий раз. Или научился обходиться с этим по-другому, например, выучил на перемене, отдав приоритет чему-то другому. Или сдал все стихи в конце четверти. Тоже вариант. Лишь сам выбирал и сам проживал результат.
  • Узнавать себя. Какие предметы мне интересны? А какие мне легко даются? Какой вид деятельности мне симпатичен? От чего я получаю удовольствие? А мне хорошо одному или с людьми? Ведь по пересечению: люблю-получается-оплачиваеся и стоит выбирать профессию.

Так хочется, чтобы этим «предметом» кто-то интересовался. Представляете, «а сейчас урок познания себя». Вот Вася, он узнал, что он тихий, не очень дружелюбный мальчик, не любит командовать и не очень любит слушаться, Вася любит заниматься чем-то сам, не любит просить помощи и помогать, он полностью отвечает за результат сделанного, не перекладывая ни вину ни заслуги, еще Вася любит точные предметы, больше всего у него получается решать задачи по физике, а большее удовольствие он получает от алгебры. Садись, Вася, пять!

Ну, или хотя бы родители спрашивали, не «что ты получил сегодня?», а «какие из уроков были тебе сегодня интересны?», понимая и принимая, что не каждый из предметов, и не все время. Может быть, за сегодня был интересен только факт, что если червяка разбить лопатой, он снова вырастет или байка, рассказанная учителем труда. Именно это путь в узнавание ребенка. И не встанет абстрактный вопрос «куда поступать?», равносильный «куда возьмут?» в середине одиннадцатого класса.

Почему-то считается, что хороший родитель, тот который выедает мозг подростка за плохо написанную контрольную по биологии, и не очень важно, что этот лось не умеет, например, постричь себе ногти на руках. Ведь оценок за это не ставят. Предметом для гордости родителей считаются оценки, медали, кубки. Но что толку в выигранной олимпиаде по информатике, если ребенок отводит при разговоре глаза, ворует, заикается, ест свои волосы… – нужное подчеркнуть.

Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок обладал бессмысленными, оторванными от жизни знаниями и не умел приложить их в жизнь? Знания сами по себе не дают понимания, не дают мудрости, не соприкасаются с устройством мира и людей в нем. Без социального и эмоционального интеллекта получаются «жизненные инвалиды». Да, они получают в школе пятерки, и даже, возможно кто-то из работодателей платит им зарплату за добротное исполнение поставленных задач. Но таких ли детей вы хотите видеть взрослыми? Послушных, формальных, исполнительных, безынициативных, которыми помыкают супруги, друзья, начальство (если повезло и они есть)? Очень «умных» игроков (клоунов) телешоу, неопрятных, без семьи с трудностями понимания? Успешных миллионеров невротиков?… Сдается мне, что только в гармонии развития всех жизненных сфер, получаются счастливые профессионалы. Оценки в школе измеряют иногда уровень знаний, но это те самые 10-20% дальнейшей успешности.

Чем же родители могут помочь своему ребенку стать взрослым и быть готовым к этому миру?

  • Быть ребенку тылом. Есть, кому его поругать, что не поздоровался; постыдить, что плохо выучил; высмеять, что не модно оделся… Общество даёт обратную реакцию на любое проявление вашего ребенка. Поддержите его! Выслушайте. Просто выслушайте. Не нужно делать грандиозного масштаба выводов, типа «а вот выучил бы стих, и не пришлось бы краснеть». Лучше вспомните себя, как вы не выучили, не поздоровались или смешно оделись. Предполагаю, что даже сейчас, когда вы сами уже родители, вы хотите от своих родителей поддержки, а не «слушалась бы начальство, не уволили бы».
  • Быть с ребенком по одну сторону баррикад. Не предавать его перед учителям, родственниками, друзьями, требующими оценок, вежливости, отзывчивости, послушания… (нужное подчеркнуть). Зачастую вижу, как мама при ребенке сама стыдится и оправдывается перед учителем «да, он у меня такой недотепа, вот придет домой – получит». Вы главный человек в мире ребенка. И если вы воюете с ним, то он один и ему плохо. А это еще не кому не помогало стать счастливым взрослым.
  • Передавать ему самостоятельность методом уменьшающегося воздействия. Семилетку вы ведете за руку до школы; девятилетку провожаете до угла; двенадцатилетний может уже сам добраться на общественном транспорте. И так во всем. Сначала помогаете складывать портфель, проверяя каждый предмет, потом лишь заглядываете в пенал, а потом и вовсе не смотрите на это. Домашку и оценки передавайте во владение ребенку также. В первом классе помогаете делать уроки, сидите рядом, сверяете, всё ли сделал, что задали. Затем узнаете все ли выполнил, не забыл ли чего. А потом и вовсе только откликаетесь на просьбы помочь пояснить. И с оценками. Вначале, конечно, вы будете знать о каждом «Молодец» красной ручкой в тетради. Потом будете улавливать информацию о спорных на собраниях и  о четвертных оценках. Ну а потом, как и с дорогой до школы – это личное дело ребенка.
  • Быть занятым своей, а не ребенкинской жизнью! Этот аспект самый важный. Самое лучшее, что может сделать родитель для своего ребенка, это жить счастливой наполненной увлеченной жизнью сам. Той жизнью, которой сам родитель хочет, чтоб жил его ребенок. Только так ребенок научится этому. Дети учатся не с прочитанных моралей, а подражая образцу. Будете получать удовольствие в процессе работы, творчества, общения с детьми, встреч с друзьями, поездок к родителям, чтения книг, прогулок по парку… и ваши дети научатся получать удовольствие от жизни.

Давайте введем домашку по получению удовольствия и будем ставить за нее оценки 🙂