Заметила, что хочется иногда говорить серьезно о смешном и смешно о серьезном. Итак, психологический анализ личности и поведения ослика Иа (героя мультфильма «Винни-Пух и день забот») сквозь призму трех подходов: психодинамического, гуманистического и когнитивно-бихевиористского.
1. Психодинамический подход к изучению личности ослика Иа.
Согласно Фрейду, в структуре личности доминирует «бессознательное». Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ID. Для удовлетворения глубинных мотивов у человека формируются особые структуры EGO (часть сознания, которая стремится выразить и удовлетворить желания ID, в соответствии с ограничениями, накладываемыми внешним миром) и SUPER-EGO (приобретенная система ценностей и норм, принятых в социальном окружении конкретного человека).
Ослик Иа стоял на берегу озера и рассуждал о странностях жизни: «Жалкое зрелище, душераздирающее зрелище, кошмар…» – социально приемлемое проявление агрессии к окружающему миру. То есть агрессивно настроенная часть ослика подавляется супер-эго. Пример проявления либидо у ослика прослеживается в радости, относительно помещения лопнувшего шарика в пустой горшочек. «Гляди, входит и выходит, входит и выходит…».
В диалоге с Винни-Пухом:
– В такой день.
– А какой сегодня день?
– Пятница, День моего Рождения. Хотя кого это интересует? Всем наплевать. Никому нет дела.
– Сегодня? Твой День Рождения?
– Ну да. А разве не видишь, подарки, именинный пирог, клюква в сахаре и прочее. Не видишь?
– Нет
– Я тоже… Это шутка… ха-ха…
отчетливо прослеживается неудовлетворенная часть супер-эго. В обществе, в котором живет ослик, принято отмечать День Рождения с подарками и угощениями. Неудовлетворение этой части ведет ослика к плохому настроению, грусти и несчастному виду.
Фрейд считал, что большинство конфликтов связано с «фиксацией» человека на одной из стадий развития личности – оральной, анальной и фаллической. У ослика Иа мы наблюдаем фиксацию на оральной стадии, так как ему присуще такие психологические свойства, как «недоверие», «ненасытность», «неудовлетворенность всем предлагаемым» – общий «пессимизм».
Id, ego и super-ego находятся в постоянном конфликте. Для временного снятия конфликтов личность вырабатывает специальные защитные механизмы. Рассмотрим какие защитные механизмы выработала личность ослика Иа.
Отрицание. (способ справляться с переживаниями заключается в отказе признавать существование проблем, как таковых)
– А что случилось с твоим хвостом?
– А что с ним могло случиться?
– Его нет.
– Ты не ошибся?
– Хвост или есть или его нет совсем, тут нельзя ошибиться»
– А что же тогда там есть?
– Ничего.
– Не может быть.
Проекция. (Механизм, при котором у воспринимаемых объектов внешней среды избирательно выделяются качества, соответствующие внутренним переживаниям.)
Ослик Иа проецирует собственные переживания скорби и безнадежности на внешний мир, игнорируя при этом оптимистические и радостные стороны жизни.
– Доброе утро, Иа!
– Доброе утро, Винни-Пух, если оно вообще доброе, в чем я лично сомневаюсь.
– Хотя кого это интересует? Всем наплевать. Никому нет дела.
– Наверное, ты его (хвост) где-нибудь оставил.
– Нет. Наверное, его кто-нибудь стащил. Впрочем, удивляться не приходится. Этого следовало ожидать.
На протяжении сюжета с осликом Иа происходят следующие травматические ситуации, в результате которых образовываются психологические травмы и возникает интенсивный уровень напряжения.
- Потеря объекта. В виде хвоста.
- Потеря любви объекта. Нет внимания друзей в День Рождения.
При устранении этих ситуаций (Сова принесла хвост, Винни-Пух и Пятачок принесли подарки и все поздравили с Днем Рождения) напряжение уменьшается, появляется радость и удовлетворенность происходящим.
– Настоящий День Рождения! Столько подарков!
– Мой настоящий собственный хвост?!
– Приятно другу подарить подарок в День Рождения!
– И я, и я, и я того же мнения!
2. Гуманистический подход к изучению личности ослика Иа.
Главным источником развития личности в гуманистической психологии Роджерс считал врожденные тенденции к самоактуализации. На основе этой тенденции у человека в процессе развития возникает особая личностная структура Я, которая включает «Идеальное Я» и «Реальное Я». Эти подструктуры находятся в сложных отношениях от конгруэнтности до полной дисгармонии. Маслоу выделял типы: дефицитарный и ростовой потребностей. А также, пять уровней потребностей.
- Физиологический (еда, сон) – дефицитарная
- Потребности в безопасности (квартира, работа) – дефицитарная
- Потребности в принадлежности (в другом человеке, семье) – промежуточнае
- Потребность в самоценке (самоуважении, компетенции, достоинстве) – ростовая
- Потребность в самоактуализации (творчество, красота, целостности) – ростовая
У ослика Иа неудовлетворенны следующие потребности:
- третьего уровня «в принадлежности». Он ожидает принятия себя друзьями Винни-Пухом, Пятачком, Совой в День его Рождения, что может проявляться в виде поздравления и подарков на День Рождения.
– В такой день.
– А какой сегодня день?
– Пятница, День моего Рождения. Хотя кого это интересует? Всем наплевать. Никому нет дела.
– Сегодня? Твой День Рождения?
– Ну да. А разве не видишь, подарки, именинный пирог, клюква в сахаре и прочее. Не видишь?
– Нет
– Я тоже… Это шутка… ха-ха… но я не жалуюсь, не обращай на меня внимание, медвежонок Пух. Хватит и того, что я сам такой несчастный в свой День Рождения, а если все остальные будут несчастными…
- пятого уровня «в самоактуализации». Ослик задумывается над устройством мира и «странностями жизни». Но эстетика и красота внешнего мира не воспринимается им. Устройство жизни оставляет у него лишь вопросы.
Ослик Иа стоял на берегу озера и рассуждал о странностях жизни.
– Жалкое зрелище. Душераздирающее зрелище. Кошмар…
Перешел озеро на другой берег.
– Ну вот, я так и думал, с этой стороны ничуть не лучше, а все почему? И по какой причине? И какой из этого следует вывод?…
– Как поживаешь?
– Не очень как… Я даже думаю совсем никак…
У ослика Иа прослеживается низкая самооценка и низкое значение конгруэнтности (Идеальное Я выше оценивается, чем Реальное Я), в результате чего отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии. Он отказывается от попыток удовлетворить свои потребности.
– Что с тобой?
– Ничего, медвежонок Пух, ничего особенного, все же не могут…
– Чего не могут?
– Веселиться, петь, плясать «не беда! Да-да-да» и тому подобное…
– …но я не жалуюсь, не обращай на меня внимание, медвежонок Пух. Хватит и того, что я сам такой несчастный в свой День Рождения, а если все остальные будут несчастными…
Низкая самооценка в качестве гипотезы может быть обусловлена «меня не поздравляют друзья, значит, я не достоин их поздравления».
Таким образом, в силу некоторых определенных обстоятельств, на пути роста и развития ослика Иа возник временный блок (резкое расхождение между «Реальным Я» и «Идеальным Я»), застревание на 3 уровне потребностей, устранив которое, ослик Иа возвращается к нормальному, недепрессивному поведению и как следствие к лучшему удовлетворению 5-го уровня. Теперь мир и жизнь представляются ему более радостным, он смеется и поет песни. Даже в лопнувшем шарике находит плюсы.
– Нет, как раз воздушные шарики в такой горшочек не влезут, они слишком большие.
– Это другие не влезут, а мой влезет. Гляди, пятачок, входит и выходит.
– Входит и выходит!
3. Когнитивно – бихевиористский подход к изучению ослика Иа.
У каждого человека, по мнению Келли, имеется своя собственная система личностных конструктов, своеобразных классификаторов-шаблонов нашего восприятия других людей и себя (умный – глупый, сильный – слабый, хороший – плохой и т.д.). Основной блок личности, согласно Бандуре – самоэффективность (могу – не могу).
Опираюсь на клинические наблюдения и экспериментальные исследования Бека о когнитивной триаде.
Ослик Иа
1. негативно относится к собственной персоне.
– Как поживаешь?
– Не очень как… я даже думаю совсем никак.
– … я сам такой несчастный…
– Доброе утро, Пятачок, в чем я лично сильно сомневаюсь, но это не важно (обесценивание своего мнения)
2. Склонен к негативной интерпретации своего текущего опыта. Негативно истолковывает ситуацию при наличии более правдоподобных альтернативных объяснений.
– Наверное, ты его где-нибудь оставил
– Нет. Наверное, его кто-нибудь стащил…
– Всем наплевать, никому нет дела.
Хотя по сюжету следует, что друзья попросту не знали о событии.
3. Негативно относится к собственному будущему. Обращая взгляд в будущее, ожидает провала.
– Впрочем, удивляться не приходится. Этого и следовало ожидать.
Перейдя озеро:
– Ну вот, я так и думал, с этой стороны ничуть не лучше…
Видя у Совы свой хвост, он продолжает не верить
– Мой хвост?
– Мой настоящий собственный хвост?
Пятачок:
– Поздравляю тебя с Днем Рождения!
– Как ты сказал? Повтори.
– Поздравляю с Днем Рождения.
– Кого? Меня? С Днем Рождения?
Таким образом, Ослик ошибочно полагает, что он отвергнут людьми, его эмоциональная реакция столь же негативна, как и в случае действительного отвержения. Пессимизм и чувство безнадежности парализуют волю. Он не предпринимает попыток исправить ситуацию.
Он искажает факты или воспринимает только те из них, которые вписываются в доминирующие в его сознании дисфункциональные схемы. Нормальный процесс соотнесения схемы со стимулом нарушен вторжением активных идиосинкразических схем.
Убежденность ослика в достоверности его негативных идей сохраняется благодаря следующим систематическим ошибкам мышления:
- Произвольные умозаключения: ослик делает выводы и умозаключения при отсутствии фактов, поддерживающих эти заключения, или вопреки наличию противоположных фактов.
– Всем наплевать. Никому нет дела.
- Избирательное абстрагирование: ослик строит свои заключения, основываясь на каком-то одном, вырванном из контекста фрагменте ситуации, игнорируя ее более существенные аспекты.
– Жалкое зрелище, душераздирающее зрелище, кошмар…
- Генерализация: ослик выводит общее правило или делает глобальные выводы на основании одного или нескольких изолированных инцидентов и затем оценивает все остальные ситуации, релевантные и нерелевантные, исходя из заранее сформированных выводов.
После принятия от Пятачка лопнувшего шарика
– Поздравляю с Днем Рождения, желаю счастья в личной жизни. Пух.
– Спасибо, мне уже посчастливилось (грустно)
– Я принес тебе маленький подарок.
– У меня уже есть один подарочек (с сарказмом)
- Абсолютизм, дихотомизм мышления: Ослик Иа склонен мыслить крайностями, делить события, людей, поступки и т. д. на две противоположные категории.
– Спасибо, Пятачок, ты настоящий друг, не то, что некоторые…
Очевидна у ослика Иа так называемая «выученная беспомощность» (по теории Селигмана) Так как ослик считает, что внeшниe coбытия от нac не зaвиcят, и мы ничeгo не мoжeм cдeлaть, чтобы иx пpeдoтвpaтить или видoизмeнить.
– Это почему? Что с тобой?
– Ничего, медвежонок Пух, ничего особенного, все же не могут…
– Чего не могут?
– Веселиться… петь… плясать…
Согласно этой теории, негативные представления о собственной персоне, своем будущем и окружающем мире формируются у ослика на основе раннего опыта. Эти представления (схемы) могут до поры до времени находиться в латентном состоянии — их активируют специфические обстоятельства, как то: потеря хвоста и отсутствие внимания друзей в «такой день».
Заключение.
Сменить невыносимую тяжесть быть Иа на легкость бытия может помочь психолог любого направления!