Новость – 05.02.2015
Что именно означает, как и при каких обстоятельствах переживается человеком это состояние — «быть самим собой»? Поискам ответов на эти вопросы посвящено новое исследование Элисон Лентон.
На первом этапе исследования были опрошены 104 человека (средний возраст — 35 лет, 66 человек из выборки — женщины), которых попросили описать, как часто они переживают состояние аутентичности (соответствия самим себе) и что они под этим понимают, а также определить степень стремления к тому, чтобы быть собой.
Участники ответили, что состояние аутентичности они переживают один-два раза в неделю, а противоположное ему чувство — собственной «фальшивости» — испытывают примерно раз в два месяца. При этом уровень мотивации к тому, чтобы быть самим собой, согласно отчету опрошенных, оказался довольно высок: в среднем 5,8 балла по семибалльной шкале. Стремление избежать чувства неподлинности было оценено почти так же высоко (5,2 балла). Выяснилось также, что, по мнению опрошенных, состояние аутентичности или, иначе говоря, ощущение уникальности собственной личности несколько отличается от чувства согласия с собой.
Второй этап исследования дает более подробную картину того, что же именно люди понимают под состоянием, которое называют «быть самим собой». На этом этапе несколько сотен участников описали эпизоды из своей жизни, во время которых они чувствовали себя собой и, напротив, ощущали свою неподлинность. В числе первых оказались ситуации, в которых люди испытывали счастье, веселились, общались с близкими, помогали другим, находились в знакомых местах или занимались творчеством. Эти состояния ассоциировались с положительными эмоциями: спокойствием, расслабленностью, удовлетворением личностных потребностей, особенно потребности в самооценке, и независимостью. Один из участников привел такой пример: «Вместе с моей девушкой и нашими друзьями мы отдыхали возле мельничной запруды в Кембридже. Мы расслаблялись, болтали о жизни и о нашем детстве. В тот момент я был действительно счастлив, я чувствовал себя честным, умиротворенным, и мне казалось, что все остальное не имеет большого значения».
И наоборот, моменты, когда люди остро чувствовали собственную неподлинность, растерянность, были связаны с трудными обстоятельствами, болезнями, одиночеством, оценкой со стороны, недостатком социальной компетентности. Наиболее яркой эмоцией при этом была тревога и ощущение невозможности удовлетворить свои потребности. Один из опрошенных так рассказал о своем первом дне в университете: «Все здания были практически неузнаваемыми, как и окружающие меня люди. Я ощущал одиночество и потерю чувства собственной идентичности».
Анализируя результаты этого исследования, ученые сделали очень интересное наблюдение. Участники опроса противопоставляли себя «настоящих» себе «фальшивым», при этом их ощущение себя настоящими в значительной мере совпадало с их образом идеального Я. В этом есть существенное противоречие, так как в формировании Я-идеального участвуют социальные стереотипы. Выводы ученых склоняются к тому, что участники исследования понимали фразу «быть самим собой» как «быть таким, каким ты хотел бы быть».
Эти результаты напоминают интереснейшее исследование 2010 года, в ходе которого респонденты, вне зависимости от личностных особенностей, отмечали, что чувствуют себя более настоящими, когда ведут себя как открытые дружелюбные экстраверты, в соответствии с представлениями о высоком уровне социализации.
Литература:
Lenton, A., Bruder, M., Slabu, L., & Sedikides, C. (2013). How Does “Being Real” Feel? The Experience of State Authenticity.