The daily Post.

Read daily news from Brooklyn.
READ OUR BLOG

Ценности. От чего зависит выбор?

Новость – 27.08.2018

Вопрос о человеческих ценностях не раз становился предметом психологических исследований.

Наиболее популярной из существующих в настоящее время в психологии теорий  ценностей является теория ценностной организации Ш.Шварца. Он описывал ценности как представления человека о желаемом поведении или состоянии, своеобразные жизненные ориентиры, которые расположены в определенном порядке в зависимости от значимости. Также Шварц предположил, что ценности напрямую связаны с универсальными человеческими потребностями – биологическими, социальными и потребностями сохранения группы людей. Согласно его теории, ценности характеризуют отношение личности к другим людям, к себе, к переменам и неопределенности. При этом Шварц, как и другие исследователи, отмечал, что ценности у мужчин и женщин отличаются, и это различие более выражено в странах с высоким уровнем социального равенства. Последнее он объяснял тем, что люди, не испытывающие на себе выраженного давления социальных норм, в большей степени придерживаются ценностей, которые для них по-настоящему значимы. Мужчины чаще ставят на первое место такие ценности, как власть (стремление к доминированию), риск (стремление к переменам) и достижение (личная успешность), а женщины – универсализм (забота о благополучии людей и природы в целом) и благожелательность (забота о близких).

Психологи московского Психологического института Российской академии образования провели свое исследование, применив методику, разработанную Шварцем. В нем приняли участие представители двух поколений – старшего (мужчин и женщин, имеющих детей старше 18 лет) и младшего (их детей).

В результате исследования было выявлено, что ценности у мужчин и женщин начинают значимо отличаться только с возрастом.

В группе младшего поколения, которую преимущественно составляли студенты, как для юношей, так и девушек, оказались наиболее важными такие ценности, как самостоятельность (умение самостоятельно действовать и независимо мыслить), гедонизм (стремление к наслаждению и удовольствиям) и благожелательность.

В старшем поколении мужчины отдавали предпочтение такой ценности, как благожелательность, забота о благополучии близких, и чаще, чем женщины, проявляли стремление к переменам.

Женщины старшего поколения из списка ценностей в первую очередь выбирали безопасность – как себя и своих близких, так и безопасность общества в целом. Для них также представляется важной забота о природе и сохранение традиций.

Исследователи выявили российскую особенность системы ценностей, которая не отмечалась в зарубежных исследованиях. В обеих возрастных группах такой ценности, как безопасность, значительно чаще отдавали предпочтение женщины. Вопрос о том, с чем это связано, может быть предметом дальнейших психологических исследований и психотерапевтической работы.

Ржанова И.Е., Алексеева О.С. Различия ценностей мужчин и женщин. Психологические исследования, 2017.

Адрес статьи

 

Хочешь сына Вассермана?! Или чему учат в школе?

На носу 1 сентября. В магазинах тетрадки и сменка. В соцсетях взрослые и детские шутки безжалостности и беспощадности «праздника». В разговорах все больше тревоги и возбуждения на тему школы.

Прислушиваюсь к опасениям родителей и выделяю основной лейтмотив «Делание уроков». Точнее, их неделание. Борьбу с ребенком на этой почве, страх, что станет дворником, кучу волнений и переживаний за оценки, как за показатель способностей ребенка. А на что еще опираться? Оценка вроде как показатель  объективный, можно померить, сравнить, посчитать.

И идет война почти в каждом доме, потому как логика такая: Не сделает домашку – получит двойку, получит двойку – нахватает троек в четвертях, нахватает плохих четвертных – не сдаст ЕГЭ, плохо сдаст ЕГЭ – не поступит в хороший ВУЗ, не поступит в ВУЗ – будет дворником. Будет дворником – жизнь зря. Значит нужно что? Правильно! Заставлять делать уроки. Сделал уроки – жизнь задалась. Примитивно, однобоко и главное, понятно. И тревога снизилась. Чего опасаться, когда ребенок – отличник?! Опять же и похвастаться перед родственниками, друзьями, коллегами есть чем.

Однако «жизнь задалась» складывается из множества факторов. И взрослеют и выходят от мамы с папой в жизнь двадцатипяти – тридцатилетние мальчики и девочки с дипломом ненужного ВУЗа за плечами, одинокие и растерянные, не умеющие сохранять друзей, находить пару, отвечать за слова и поступки, прогнозировать и планировать будущее, радоваться творчеству, получать удовольствие от работы…(нужное подчеркнуть). Ведь по всем остальным параметрам в школе оценки не ставили. Да и родителям было чихать.

Читатели этих строк, оглянитесь на своих друзей, родственников, коллег. Сколько из них работает по специальности диплома и любит работу? 10%? 20%? Вряд ли больше. А ведь именно за это вы бьётесь в течение 11 лет по несколько часов в день со своими детьми. А если детей двое, трое.., то и больше.

Масла в огонь нередко подливают учителя, которые, конечно, изучали педагогику и интересуются последними трендами обучения и воспитания, ездили на конфекцию, и знают такие слова как «инклюзивное образование», «дифференцированный подход», однако считают их синонимами «бла-бла-бла» и сами гонятся за оценками, медалями и кубками. Их можно предъявить! И сами гонятся и родителей подгоняют. К счастью, педагоги школы составляют такое же сообщество, как и любое другое профессиональное сообщество. В нем есть самые обычные люди. Умные и глупые, щедрые и жадные, завистливые и радующиеся, авторитарные и демократичные. И воюющие с детьми и любящие их; и гоняющиеся за победами и радующиеся тому, что есть; и различающие детей и видящие серую массу; и развивающие и формализирующие.

В школе и учителя и ученики – это часть обычного мира. Люди в школе такие же, как  в вашем доме и такие же, как на вашей работе, ни лучше, ни хуже. И в этом состоит хорошая новость: школа может стать лабораторией обычного мира. В школе можно изучать и пробовать и оттачивать все то, что понадобится во взрослой жизни. Здесь ребенок может научиться взаимодействовать с людьми. Здесь он может узнать себя.

На конкретном одном дне смоделируем ситуацию. Вот пришла я сегодня утром в школу. Стоп. Сначала я в нее собиралась. Я выбирала одежду. Если мне 8 лет, то ее подготовила мама (она выбрала, она же постирала, погладила и на стул повесила, чтоб не искать), если мне 12, то я выбираю из нескольких купленных для меня вариантов (иногда надеваю грязную, но «красивую», а иногда даже вовсе и не форму, а джинсы, учась непослушанию), если мне 16, то я выбираю и готовлю ее себе сама, вряд ли я надену мятую или грязную или лоховскую.

Меня точно волнует выбор одежды, на этом я учусь:

  • Прислушиваться к себе и выбирать по душе, таким образом, вырабатывая свой стиль;
  • Быть опрятной, через навыки гигиены и приобщения к труду по стирке-глажке.
  • Быть ответственной, пожиная плоды своей деятельности (не подготовила, что хотела – пошла в чем есть).
  • Быть принятой друзьями одноклассниками, подстраиваясь под требования учителей. (Балансировать между. Чтоб и в тренде и не выслушивать моралей)
  • Быть частью системы. Может быть, мне придется работать в большой корпорации, Газпроме? Сбербанке? Полиции в конце концов.

Меня точно волнует, что я надену, маму волнует выучила ли я стих, чтоб не получила двойку.

Дальше я иду в школу, сообразно возрасту (сам или с проводами), сообразно характеру (медленно, считая ворон или бегом, опаздывая к звонку), сообразно принятым нормам моей компании (встретится пораньше и покурить или выйти пораньше, чтоб поздравить ОБЖешника с Днюхой).

По дороге в школу я учусь:

  • Ценить свое время. И поспать подольше хочется, и опаздывать не охота.
  • Ценить чужое время. Опоздаю на встречу с друзьями – огребу.
  • Быть вежливым. Здороваюсь со встречающимися мне знакомыми.

Дальше гардероб и общение с одноклассниками. И да, я волнуюсь и краснею, когда подходит вон тот мальчик. Я переживаю за взаимоотношения. Что подумала Светка и как отказать Людке. Как понравится ему. Почему Машка не дружит с Танькой. Как сесть на русском с Ромой. И так далее и тому подобное.

Выстраивая взаимоотношения с одноклассниками я:

  • Осваиваю различные роли. Я лидер? Организатор? У меня много друзей? Я люблю быть одна? Я изгой? Я конформист? Я защищаю слабых? Я хочу чтоб ко мне не лезли? Я приклеиваюсь к лидеру? Как собственно я живу в коллективе, как получается и как хочется.
  • Учусь дистанции. С кем можно быть ближе, кому открыться и довериться, а кто сдаст? Как я переживаю предательство? Как я ссорюсь и как я мирюсь? Как я переживаю чужую обиду? А злость? Какой я приятель?
  • Учусь сотрудничеству. Распределению задач единой цели. Ответственности за коллективный результат. Как я выбираю, в какой команде быть? Умею ли я просить? Умею ли делегировать? Кому я сама помогу? Как перенесу чужую славу? Умею ли я отказать? Нравится ли мне работать в команде? Или таки я больше люблю сам?
  • Учусь дружить. Познаю, что такое дружба не на словах, а на опыте. Чтобы дружить, мне придется каждый раз соразмерять, чего хочу я, и чего хочет друг. И каждый раз делать выбор. Помогу ли я ему вымыть посуду, чтоб быстрее вместе пойти гулять? Скинусь ли я карманными деньгами на разбитые Ленке очки? Смогу ли я не дружить с кем не хочется? Друзья у меня номинальные, лишь бы были или настоящие? Прикроют ли? Дадут ли списать? Как совмещать конкуренцию и дружбу?
  • Учусь любить. Да, да. Именно в школьном возрасте приходит первая любовь. И мне ее нужно переживать и чувствовать этих бабочек в животе. И мне нужно что-то с этим делать. Я выберу тихо вздыхать от неразделенности? Или искать взаимности? Рассказать ли ему? Поделиться ли с подругой? А если я ему тоже нравлюсь, как нам быть вместе? Что можно и что нельзя? Что я хочу, а что пока не очень? Расскажу ли я маме, которая спрашивает меня только об оценках? – вопрос риторический, к сожалению.

Еще не дошло дело ни до уроков, ни до оценок, а уже так много интересного и полезного для моей жизни я осваиваю. Или, увы «не осваиваю». Оценок то не ставят. Как понять, мои знания умения и навыки в этих областях хороши ли? А ведь от того на сколько я освою эту часть жизни, будет зависеть Есть ли у меня друзья и какие они. Есть ли у меня муж и какой он. Удается ли мне ладить на работе с коллегами и вообще есть ли у меня работа?

Перейдем к урокам. На них я начинаю взаимодействовать с учителями. И не только по поводу знаний. Учителя то разные.  Одних я уважаю и мне интересно у них на уроках. Тогда и предмет осваивается качественно и взаимоотношения с удовольствием. Другие меня не «зацепляют», ну есть и есть. А третьи бесят, вызывают отвращение. И так есть, сколько бы ни закрывали на это глаза «приличные взрослые». Оглянитесь, читающие. Вокруг вас тоже есть люди вам симпатичные; так себе; и неприятные. Это факт. И лучше не открещиваться от него, а помогать учиться взаимодействовать с разными людьми.  От них еще и знания ведь как-то получать хорошо бы.

И учится ребенок:

  • Подстраиваться под разные характеры. Этой нужно, чтоб здоровались в коридоре громко и отчетливо, а этому, чтоб тетрадь красиво оформлена была, а та обращает внимание на понимание, а другой главное, чтоб в классе тихо…
  • Расставлять приоритеты. Так как выполнить в лучшем виде ВСЕ, что хотят учителя невозможно, просто физически, то приходится научаться делить задачи на крайне важные, которые нужно сделать тщательно и качественно; на задачи так себе, которые просто нужно выполнить; и на задачи, на которые можно просто забить. Нужнейший навык взрослого человека! Невозможно, чтоб дома полы чистые, пироги напечены, энциклопедии прочитаны, в лес за грибами съезжено, спортом позанималось, маска на лицо намазана, с младшим поигралось, со старшим поболталось – увы, приходится выбирать.
  • Отстаивать свое мнение. Что зачастую интерпретируется как «хамство», потому как у некоторых есть их мнение и не правильное. Учитель в школе обладает властью над учеником и это хорошо. Хорошо ровно до профдеформации. А когда человек вещает истину тридцати внимательных пар глаз вот уже лет двадцать, он начинает, увы, иногда воспринимать, что из его рта выходит исключительно истина, путая знания предмета и собственное мнение.
  • Ответственности. На работе не ставят двойку за невыполненное задание, в лучшем случае, штрафуют на деньги. Однако при повторе ситуации работодатель будет искать другого специалиста. Столкновение с последствиями своих действий и бездействий в школе лучшем образом готовят ребенка к взрослой жизни. Не выучил стих – стоял краснел, возможно не захотел так чувствовать себя в следующий раз. Или научился обходиться с этим по-другому, например, выучил на перемене, отдав приоритет чему-то другому. Или сдал все стихи в конце четверти. Тоже вариант. Лишь сам выбирал и сам проживал результат.
  • Узнавать себя. Какие предметы мне интересны? А какие мне легко даются? Какой вид деятельности мне симпатичен? От чего я получаю удовольствие? А мне хорошо одному или с людьми? Ведь по пересечению: люблю-получается-оплачиваеся и стоит выбирать профессию.

Так хочется, чтобы этим «предметом» кто-то интересовался. Представляете, «а сейчас урок познания себя». Вот Вася, он узнал, что он тихий, не очень дружелюбный мальчик, не любит командовать и не очень любит слушаться, Вася любит заниматься чем-то сам, не любит просить помощи и помогать, он полностью отвечает за результат сделанного, не перекладывая ни вину ни заслуги, еще Вася любит точные предметы, больше всего у него получается решать задачи по физике, а большее удовольствие он получает от алгебры. Садись, Вася, пять!

Ну, или хотя бы родители спрашивали, не «что ты получил сегодня?», а «какие из уроков были тебе сегодня интересны?», понимая и принимая, что не каждый из предметов, и не все время. Может быть, за сегодня был интересен только факт, что если червяка разбить лопатой, он снова вырастет или байка, рассказанная учителем труда. Именно это путь в узнавание ребенка. И не встанет абстрактный вопрос «куда поступать?», равносильный «куда возьмут?» в середине одиннадцатого класса.

Почему-то считается, что хороший родитель, тот который выедает мозг подростка за плохо написанную контрольную по биологии, и не очень важно, что этот лось не умеет, например, постричь себе ногти на руках. Ведь оценок за это не ставят. Предметом для гордости родителей считаются оценки, медали, кубки. Но что толку в выигранной олимпиаде по информатике, если ребенок отводит при разговоре глаза, ворует, заикается, ест свои волосы… – нужное подчеркнуть.

Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок обладал бессмысленными, оторванными от жизни знаниями и не умел приложить их в жизнь? Знания сами по себе не дают понимания, не дают мудрости, не соприкасаются с устройством мира и людей в нем. Без социального и эмоционального интеллекта получаются «жизненные инвалиды». Да, они получают в школе пятерки, и даже, возможно кто-то из работодателей платит им зарплату за добротное исполнение поставленных задач. Но таких ли детей вы хотите видеть взрослыми? Послушных, формальных, исполнительных, безынициативных, которыми помыкают супруги, друзья, начальство (если повезло и они есть)? Очень «умных» игроков (клоунов) телешоу, неопрятных, без семьи с трудностями понимания? Успешных миллионеров невротиков?… Сдается мне, что только в гармонии развития всех жизненных сфер, получаются счастливые профессионалы. Оценки в школе измеряют иногда уровень знаний, но это те самые 10-20% дальнейшей успешности.

Чем же родители могут помочь своему ребенку стать взрослым и быть готовым к этому миру?

  • Быть ребенку тылом. Есть, кому его поругать, что не поздоровался; постыдить, что плохо выучил; высмеять, что не модно оделся… Общество даёт обратную реакцию на любое проявление вашего ребенка. Поддержите его! Выслушайте. Просто выслушайте. Не нужно делать грандиозного масштаба выводов, типа «а вот выучил бы стих, и не пришлось бы краснеть». Лучше вспомните себя, как вы не выучили, не поздоровались или смешно оделись. Предполагаю, что даже сейчас, когда вы сами уже родители, вы хотите от своих родителей поддержки, а не «слушалась бы начальство, не уволили бы».
  • Быть с ребенком по одну сторону баррикад. Не предавать его перед учителям, родственниками, друзьями, требующими оценок, вежливости, отзывчивости, послушания… (нужное подчеркнуть). Зачастую вижу, как мама при ребенке сама стыдится и оправдывается перед учителем «да, он у меня такой недотепа, вот придет домой – получит». Вы главный человек в мире ребенка. И если вы воюете с ним, то он один и ему плохо. А это еще не кому не помогало стать счастливым взрослым.
  • Передавать ему самостоятельность методом уменьшающегося воздействия. Семилетку вы ведете за руку до школы; девятилетку провожаете до угла; двенадцатилетний может уже сам добраться на общественном транспорте. И так во всем. Сначала помогаете складывать портфель, проверяя каждый предмет, потом лишь заглядываете в пенал, а потом и вовсе не смотрите на это. Домашку и оценки передавайте во владение ребенку также. В первом классе помогаете делать уроки, сидите рядом, сверяете, всё ли сделал, что задали. Затем узнаете все ли выполнил, не забыл ли чего. А потом и вовсе только откликаетесь на просьбы помочь пояснить. И с оценками. Вначале, конечно, вы будете знать о каждом «Молодец» красной ручкой в тетради. Потом будете улавливать информацию о спорных на собраниях и  о четвертных оценках. Ну а потом, как и с дорогой до школы – это личное дело ребенка.
  • Быть занятым своей, а не ребенкинской жизнью! Этот аспект самый важный. Самое лучшее, что может сделать родитель для своего ребенка, это жить счастливой наполненной увлеченной жизнью сам. Той жизнью, которой сам родитель хочет, чтоб жил его ребенок. Только так ребенок научится этому. Дети учатся не с прочитанных моралей, а подражая образцу. Будете получать удовольствие в процессе работы, творчества, общения с детьми, встреч с друзьями, поездок к родителям, чтения книг, прогулок по парку… и ваши дети научатся получать удовольствие от жизни.

Давайте введем домашку по получению удовольствия и будем ставить за нее оценки 🙂

 

Секс и близость

Мастерская “Секс и близость в эмоционально связанных отношениях”

3-4 февраля 2018

Вам интересна сексуальная тема? 💞 Вы хотите иметь возможность обсуждать тему секса? 🔥 Вы хотите узнать больше о связи качества секса и качества взаимодействия с другим? 🔎 Вы хотите феерического секса в многолетних отношениях? 🎉 Вам сюда! 👍 

Эта мастерская не о техниках соблазнения, не об искусстве флирта и не о 20-ти способах сделать приятное. Мастерская о связи сексуальности с эмоциональным миром человека. О близости и открытости. О тесном переплетении привычного поведения в отношениях с привычным поведением в сексе. 👫💕 

На этой мастерской вы сможете лучше понять и разрешить свои трудности сексуальности. Разобраться с тем, как вы делаете выбор партнера. Разобраться с тем, что вы делаете, выбрав. 😊 Найти новые возможности и способы взаимодействия. Обретете уверенность. 💪 

Приходите и вы получите удовольствие в процессе узнавания себя, удивитесь некоторым открытиям и сможете забрать с собой полученный опыт. 🍓 

Ведущие: 
👔 Александр Богданов – врач-психотерапевт, член РПА, автор ряда научных 
статей, ведущий групп и тренингов. 
👠 Психолог Юля Савиных – психолог, гештальт-терапевт, специалист по работе с 
людьми, испытывающими сложности в отношениях.

Воспоминания о детстве и психологический облик взрослого

Новость — 05.09.17

Связь между детскими воспоминаниями и особенностями личности взрослого человека неоднократно становилась предметом психологических исследований. С какого возраста мы себя помним? Почему некоторые события ярко запечатлеваются в нашей памяти, а некоторые нет? Как наши воспоминания связаны с тем, что мы переживаем в настоящем?

Психологи МГУ им. М.В.Ломоносова постарались ответить на эти и ряд других вопросов, протестировав 176 человек в возрасте от 17 до 86 лет с помощью нескольких методик. Они обнаружили связь между личностными характеристиками взрослых людей и тем, как они вспоминают свое детство. С одной стороны – пережитые в детском возрасте события откладывают свой отпечаток на дальнейшую жизнь человека, с другой стороны – взрослый человек обращается к тем детским воспоминаниям, которые согласуются с его актуальным состоянием.

Два наиболее ярких воспоминания детства, которые выбирали участники исследования, были схожи по эмоциональной окраске, яркости, числу участников события.

Наиболее раннее детское воспоминание у большинства участников относилось примерно к 4 годам. При этом было отмечено, что люди, которые хорошо помнят себя в раннем детстве, отличаются во взрослом возрасте хорошим самоконтролем и высокой самооценкой, не склонны к внутренним конфликтам. В процессе графического изображения прошедших событий жизни такие испытуемые отличались тем, что обязательно отмечали событие своего рождения.

Результаты исследования показали, что люди, которые вспоминают о детстве светло и радостно, и в настоящем времени уверены в хорошем отношении окружающих, эмоционально устойчивы, позитивны. Те же, у кого преобладали негативные воспоминания, во взрослом возрасте страдают от недостаточно принятия себя и смотрят на жизнь чересчур реалистично.

Исследователями было выявлено, что оптимальное количество персонажей, присутствующих в воспоминаниях о детстве – от 2 до 4. Отклонение от этих значений свидетельствует о социальной изоляции человека и высоком уровне внутреннего конфликта. Также они отметили, что некоторые люди способны регулировать свое эмоциональное состояние, обращаясь к определенным, эмоционально окрашенным и значимым детским воспоминаниям.

В целом, автобиографические воспоминания могут являться предметом для терапевтической работы, когда человек осознает, почему он вырос именно таким, и как события детства отразились на его становлении, принимает это и двигается дальше в своем личностном развитии.

Источник

Семь ошибочных ожиданий от психолога.

Заметила. Приходя к психологу с проблемой, человек строит некоторые ожидания от самого психолога и от того, как будет происходить работа с ним. Навеяны такие фантазии голливудскими ли кино, современными ли ток-шоу, рассказами ли соседки Мариванны, «которая видела человека, который видел психолога» или желтой прессой, переполняющей интернет и полки книжных магазинов с гордым названием отдела «Популярная психология” – не важно. Иллюзии бывают самыми разными и часть бывает, что и оправдывается. Однако общие тенденции неоправданных ожиданий прослеживаются.

1. Ожидание чуда. «Непонятность» профессии навевает мистицизм на процесс работы. Вроде, как только разговаривает со мной человек, «ничего не делает», а жизнь моя изменится – ну не мистика ли?! То есть я приду… расскажу ему что да как… а потом он: «крэкс-фэкс-пэкс» и заживу по-новому! Увы, магическое мышление приведет к разочарованию. Никакого крэкса и никакого фэкса он не знает. Он вообще не знает, как вам жить, что выбирать и как поступать. Будьте к этому готовы.

И помните, что эзотерика и психология не пересекаются. Если «психолог» составляет вашу астрологическую карту, то он астролог, гадает вам на картах Таро – гадун, рассуждает о вашей карме – главный специалист по карме, маг и чародей, но не психолог.

Чуда не будет. Будет труд. Будет осознавание и узнавание себя. Будет новый необычный опыт. Будут изменения.

2. Ожидание сверхскорости процесса. То, что годами человек не мог сам изменить, уж при помощи то специалиста в этом деле, исправится за недельку-другую, ну может быть за месяц-другой. По аналогии, представляется мне эдакий мужчина лет 30-40, слегка обрюзгший, с животиком и лишним весом, который приходит к тренеру в фитнес-клуб и ставит задачу, мол хочу бицепс, трицепс и кубики на животе, ах да, еще на шпагат чтоб садиться, гибкость тоже не помешает. За месяц управимся? Как? А я читал в одной статье, что можно и за неделю! А один гимнаст на шпагат за день сажает! Вы точно хороший тренер?

Есть процессы, которые требуют времени. Пирог печется 15-60 минут, в зависимости от ингредиентов. Мышцы накачиваются постепенно, лишней вес уходит не сразу. Новые возможности выбора и поведения осваиваются мышиными шагами. И то с учетом, периодических возвратов в наезженную колею. Для минимальных результатов рассчитывайте на 5-10 встреч. Оно, конечно можно и за день на шпагат посадить, жаль на один раз, да и порванные связки вряд ли быстро заживут.

3. Ожидание совета. Совета мудрого, учитывающего все нюансы ситуации и все перипетии внутреннего мира обратившегося. И приходит такой клиент и старательно рассказывает многогранность его проблемы, тупик, в который он попал путем логических рассуждений, сложность выбора поведения. Затем пауза и вопрос: «Что мне делать?»

Однако он сам уже очень долго и очень тщательно анализировал ситуацию. И получил уже все возможные советы от близких людей или от внутренних подсказчиков. Да и никто кроме его самого не знает его лучше. Что может дать ему совет психолога, чужого в общем-то ему человека, услышавшего со стороны историю?!

Сократ, занимаясь как-то раз семейным консультированием, на вопрос юноши жениться ему или нет ответил: «Поступай, как знаешь, – все равно потом раскаешься». «Правильных» решений не бывает. И психолог, уж точно не знает, что для вас правильно, а что нет. У него есть свои выборы, своя жизнь и отвечает он только за нее. За вашу, даже если раздаст стопицот советов, отвечать не сможет, и последствия своих решений по его советам проживать вам, а не психологу.

Трудный выбор останется за вами. Помощь будет не в советах, а в помощи распознавания своих желаний и нахождения способа их удовлетворения.

4. Ожидание алгоритма счастья. Это когда человек уже понял и выбрал «ЧТО делать» и вопрошает «КАК это сделать?». Как выйти замуж? Как разъехаться с мамой? Как воспитывать ребенка? Как сказать «нет»? Как сменить работу? В общем, как жить счастливо и не парясь? И от психолога ожидается четкое руководство к действиям, эдакий последовательный рецепт «делай раз, делай два … наслаждайся!»

Вспоминается присказка «Ходить по канату легко – держите равновесие». Как поможет такой рецепт ходить по канату?! Сколько раз вы слышали советы: «Забей», «Не грузись» или «Отпусти», «Будь счастлив». Увы, никому они не помогли. Важно пробовать ходить по канату, опираясь на собственный опыт: как получается, а легко ли получается, а если вот так попробовать, а так, а нравится ли мне ходить по канату, а если балансир попробовать, удобно мне, комфортно, больно ли падать, может пока со страховкой… Получится только так, понемногу овладевая навыком. Теории, алгоритмы, рецепты, многочисленные статьи и книги, не помогут без опыта, без практики.

5. Ожидание раскопок прошлого. Часто причины своих бед человек видит в прошлом, в воспитании, в травматическом событии, в некоторых ситуациях. Плюс он слышал, что дедушка Фрейд связывал детство и психику. И ожидает человек, что каким-то образом можно проанализировать причины, выяснить родословную, черты характера прапрабабушки по отцовской линии, вспомнить колыбельную, услышанную в 2 месяца… и дело пойдет на лад. А дело не в причинах из прошлого, не в вашем наследстве, не в воспитании и не в родителях, не в учителях и тренерах, и даже не в мужьях, женах, друзьях или детях. Дело в вас. Дело в том, как вы с этим всем обходитесь сейчас. Дело в способе вашего восприятия. Дело в привычных вам схемах поведения. Дело в способе и особенностях вашего мышления. Дело в том, как ваше восприятие, мышление, поведение завело вас в ту трудность, в которой вы оказались.

И это хорошая новость, ведь историю не переделаешь, а в настоящем времени можем делать что хотим и как нам нравится.

6. Ожидание подвоха. Недоверие методу, недоверие профессионализму, недоверие самому человеку, психологу. К сожалению, отсутствие развития психотерапии в нашей стране многие десятилетия сыграло незавидную роль. И производные греческого психо (ψῡχή) – душа, увы имеют негативный окрас «психи, психованные, психушка». А психолог зачастую расценивается не как изучающий науку о душе, а как мозгоправ и сам псих, от него всякого жди, с ним глаз да глаз.

Многочисленные псевдопсихологи, добавляют добрую порцию в копилку недоверия. Увы, согласно современному законодательству «любая прачка», может не только управлять государством, но и повесить на дверь табличку «психолог» и причинять добро и личностно выращивать и улучшать людей.

Печально. Подвохи ожидаются всякие разные: «Он не будет помогать, чтобы вытащить побольше денег», «Он расскажет на каждом углу о моем стыдном», «Он шарлатан, изображающий из себя профессионала, потому как понять я все равно не смогу», «Он знает, что мне делать, но не говорит, потому что не имеет права, надо читать между строк и ловить намеки», «Он садист, потому как доводит меня до слез» и прочая и прочая.

Будьте внимательны к своему недоверию, обсуждайте его с психологом, прислушивайтесь к себе, к своей интуиции, наводите справки о специалисте, ищите отзывы.

7. Ожидание суперчеловека. Психолог конечно должен быть здоров физически и психически, всеми любим и уважаем. Он обязательно женат/замужем, имеет двух разнополых послушных детишек, непременно отличников. Кстати, делает зарядку, не пьет, не курит, не матерится, дорогу переходит исключительно на зеленый свет. Кушает, понятное дело, только полезное. Имеет широкий кругозор, широкие взгляды, широкие интересы, короче все широкое. Ах да, еще глубокое: глубокую проницательность, глубокую заинтересованность, глубокие аналитические способности. Естественно мудр, тактичен, дипломатичен, безоценочен и добр, обязательно добр. Читает он, само собой, Кафку, слушает Моцарта, смотрит Феллини, в курсе чем отличается инсталляция от перфоманса. Разумеется, легко управляется с яхтой, парашютом и конём, а по ночам защищает город от преступности!

Разочарую. С поставками эльфов на землю перебои.

Психологи – обычные люди. Они очень разные. И имеют разные ценности, разное мировоззрение и разные черты характера. Кто-то слушает Аллу Борисовну, а кто-то Летова. Сходство их в том, что они владеют профессией, имеют большой опыт личной и групповой терапии, продолжают овладевать профессией на протяжении всего времени работы, такая уж профессия. Еще они ходят к своим психологам (в случае своих трудностей) и к супервизорам (в случае трудностей с клиентами).

Психологи разрешают себе быть несовершенными, чего и вам от всей души желают!

Готовы принять помощь и встретиться с обычным человеком, профессиональным психологом? Звоните 8 (911) 179-31-06

Позиция жертвы как черта личности

Новость – 20.03.17

Каждый из нас на протяжении своего жизненного пути неоднократно сталкивается с теми или иными трудными жизненными ситуациями. Более или менее успешно преодолевая их, мы неизбежно меняемся внутренне. При этом на какое-то время мы примеряем на себя роль жертвы – человека, пострадавшего в результате неблагоприятных обстоятельств или чьих-либо действий. В некоторых случаях человек, преодолев стадии стресса или горя, избавляется от негативных переживаний, становясь сильнее и устойчивее. Это подтверждает известный афоризм – все, что не убивает нас, может сделать нас сильнее. Но бывает и так, что позиция жертвы закрепляется, становится частью личности человека, определяет его дальнейшее поведение, делает его во многом беспомощным.

Феномен жертвы привлекает внимание психологов по всему миру. Они исследуют различные аспекты этого явления – скрытые выгоды позиции жертвы, ожидания человека, находящегося в позиции жертвы, от окружающих, его стремление взывать к их чувству вины. Было выявлено также, что задерживаясь надолго в негативных переживаниях, человек теряет социальную поддержку, так как люди начинают дистанцироваться от него, а в дальнейшем своим поведением осознанно или неосознанно провоцирует окружение обращаться с ним как с жертвой. Поэтому очень важно вовремя осознать и расстаться с позицией жертвы, чтобы снова ею не оказаться.

Позиция жертвы как черта личности включает в себя переживание, прогнозирование или программирование человеком несправедливости по отношению к себе. Согласно концепции М. Шмитта, все люди по-разному оценивают справедливость и баланс между справедливостью и несправедливостью в мире, по-разному эмоционально переживают ее и отвечают на нее действием. Психологи из Москвы и Воронежа провели исследование, целью которого было выявить, какие эмоциональные состояния и убеждения свойственны людям, у которых позиция жертвы присутствует как черта личности, и как наличие этой черты влияет на жизнестойкость человека. Согласно полученным результатам, позиция жертвы как черта личности по-разному проявляется у мужчин и женщин, но при этом разрушительно влияет на личность как у тех, так и у других. Она сопровождается негативными переживаниями и отрицательно влияет на стрессоустойчивость человека. Особенно это касается женщин – для них позиция жертвы как черта личности не просто не полезна, как для мужчин, а по- настоящему деструктивна.

Это подтверждает необходимость психотерапевтической работы с людьми, которым присуща такая черта личности – важно, чтобы они осознали ее наличие, поняли, какие обстоятельства способствовали ее возникновению, и отделились от нее.

Источник: «Униженность и оскорбленность» как черта личности: феноменологический анализ позиции жертвы.

С.К. НАРТОВА-БОЧАВЕР доктор психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического университета

Н.Б. АСТАНИНА кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Воронежского филиала Московского гуманитарно-экономического института

«Социальная психология и общество». № 2/2014

 

Почему подростки идут на риск

Новость – 06.03.2017

Анализ различных социологических исследований, а также сообщений СМИ позволяет нам видеть данные о склонности подростков к риску и негативных последствиях этого явления. Такое поведение у подростков зачастую рассматривается как пограничное. Вместе с тем, по данным Международной организации здравоохранения около 30% подростков во всех странах мира в возрасте до 15 лет вовлечены в ту или иную модель рискового поведения. Многие из них – не в одну, а в несколько.

Юношеский возраст связан с осознанием себя как самостоятельной личности, отдалением от родительской семьи, поиском своего собственного места в мире. Вместе с тем, выбор из большого количества альтернатив неминуемо связан с неопределенностью и риском. Подросток чувствует себя более свободным, чем раньше, но ограничен в возможностях самореализации и не может в достаточной мере отвечать за свои поступки.

Подростки, которым свойственно рисковое поведение, с помощью него решают конкретные внутренние задачи, и при этом, как правило, не вполне адекватно оценивают возможные отрицательные последствия.

Риск присутствует во всех областях нашей жизни. Также бывают ситуации, когда люди выбирают для себя более опасные цели и способы их достижения. А для кого-то риск сам по себе может являться смыслом и целью деятельности. В данном случае риск позволяет самоутвердиться, ощутить победу над собственным страхом и даже смертью, пережить новые, яркие и сильные эмоции. При этом только зрелый человек способен оценить, насколько позитивные последствия рискованных действий сопоставимы с негативными.

В формировании склонности к рисковому поведению задействованы самые разные факторы – возрастные и личностные особенности, биологические предпосылки, нормы и ценности семьи, в которой воспитывается подросток, и общества в целом, и многое другое.

Одним из вариантов социально приемлимого рискового поведения подростков является увлечение экстремальными видами спорта. С начала двадцать первого века подобные виды спорта получили большое распространение в подростковой среде. Они связаны с высокой вероятностью получения вреда здоровью и жизни в случае неуспеха, требует большей концентрации психических и физических сил. Вместе с тем, если подросток адекватно оценивает риски, экстремальные виды спорта помогают ему самореализоваться, сбросить излишнюю энергию, преодолеть не только соперников, или силы природы, но и прежде всего, самого себя. В этом случае увлечение экстремальным видом спорта является своего рода профилактикой рискового поведения в других сферах жизни.

Психологи из Московского педагогического университета провели исследование подростков в возрасте от 18 до 22 лет, среди которых были те, кто увлекался экстремальными видами спорта – рисковыми и не очень, а также те, кто совсем ими не увлекался.

В результате были обнаружены различия в факторах рискового поведения у юношей и девушек. Выяснилось, что у юношей склонность к риску связана, прежде всего, со стремлением к взрослости и самостоятельности. Девушки же склонны рисковать, недооценивая исходы риска, или в результате желания лучше узнать себя.

Рисковое поведение связано с такими характеристиками личности, как практичность, низкая экспрессивность, высокая саморегуляция, жесткость в отношениях, доверчивость. Кроме того, как юношам, так и девушкам, склонным к риску, свойственно стремление манипулировать другими людьми.

Источник: Журнал «Клиническая и специальная психология» №3 2013

Рождество, Новый Год… Как после?

новыйгодНовость – 12.12.2016

Рождество – один из самых любимых нами семейных праздников, связанный с религиозными традициями.  Вместе с тем, не многие исследователи задумываются о том, как меняется психологическое состояние людей в дни Рождества.

Рассмотрим результаты исследования, проведенного в 2001 году. Выяснилось, после Рождества только половина опрошенных чувствуют удовлетворение от проведенных праздников, но при этом ощущают и усталость. Особенно это касается женщин в сравнении с мужчинами. Респонденты старшего возраста ощущают себя после Рождества более счастливыми, чем молодые люди. Авторы исследования объясняют полученные результаты тем, что у женщин больше ожиданий относительно Рождества, и поэтому впоследствии они испытывают больше разочарования, а люди старшего поколения акцентируют внимание на религиозном аспекте праздника. 

Выбор подарка на Рождество также вызывает множество вопросов. Для экономистов представляется более логичным подарить деньги вместо подарка, который может оказаться вовсе невостребованным. Но вместе с тем для многих из нас наиболее ценным оказывается подарок, выбранный с учетом наших особенностей и предпочтений, на поиск которого даритель потратил определенное время и силы, проявив, тем самым, свое отношение к нам. Если бы люди начали дарить друг другу на Рождество только деньги, это негативным образом отразилось бы на отношениях.       

Можно назвать целый ряд факторов, способных не лучшим образом сказаться на настроении людей в рождественские праздники. Это и поиски подарков в предпраздничные дни, и планирование торжества, и закупка продуктов. Кроме того, праздники предполагают, что члены семьи большое количество времени общаются как между собой, так и с посещающими семью гостями. Это может явиться причиной того, что вскроются и актуализируются внутрисемейные конфликты, которые в обычной жизни не так заметны.

Для того, чтобы рождественские праздники прошли легко и радостно, важно понимать, что именно вызывает в вас негативные эмоции и напряжение, и как этого можно избежать. Привлекайте своих близких к участию в процессе подготовки и проведения праздников, проводите праздники разнообразно.

Источник.

С наступающим вас Новым Годом и Рождеством!

Мимика и распознавание эмоций

mimikaНовость – 11.10.2016

Ученые нашли очередные подтверждения тому, что врожденное мимическое подражание помогает нам понимать и разделять эмоции других людей. Если мы улыбаемся, нам улыбаются в ответ. Каким образом это происходит в процессе социального взаимодействия?

Когда мы видим рядом с собой человека с грустным выражением лица, мы неосознанно «примеряем» на себя его мимику. Затем вспоминаем ситуации, в которых у нас было похожее выражение лица. И таким образом, за какие-то доли секунды нам становится понятно, что в этот момент чувствует человек, находящийся перед нами. Дальше мы можем выбрать, вступать нам с ним в контакт или отстраниться.

Таким образом, если человек по каким-то причинам не может копировать мимику других людей, отражать ее, ему будет трудно понимать их и, соответственно, взаимодействовать с ними. Причины нарушения сенсомоторной имитации могут быть в физиологических нарушениях, появившихся в результате каких-либо болезней – после инсульта или при параличе лицевого нерва. При этом если у человека подобные нарушения являются врожденными, он может выработать компенсаторные механизмы распознавания эмоций других людей.

Также сталкиваются с трудностями мимического подражания люди, страдающие аутизмом из-за проблем в установлении зрительного контакта с окружающими.

Ученые ставят перед собой задачу дальнейшего изучения механизмов мозга, отвечающих за распознавание мимики – в первую очередь, чтобы помочь людям, которые по каким-то причинам утратили эту способность.

Источник

Послеродовые истерики у жены

послеродовВопрос: Добрый день. После родов у жены участились истерики, причины обычно пустяковые (не протёр пыль к её приезду и т.п.)
Иногда доходит до битья посуды, угрозой развода и переезду к матери. Длительность истерики обычно сутки, двое. Потом всё хорошо.
Вопрос что делать, и вы можете чем нибудь помочь?
Валерий, Москва.

Ответ: Добрый день, Валерий. 

Ответить на вопрос, “что делать?”  могу только если понимаю, а что вы хотите в связи со сложившейся ситуацией? 
Если вы оба понимаете, что такое положение вещей мешает вам счастливо жить, то я бы рекомендовала обратиться к семейному психологу. 
Если Вы спрашиваете за себя: что Вам делать в момент истерик или после них, то рекомендую прочесть статью поможет разобраться в себе. 
Если Вы хотите “починить” жену, то увы не смогу посодействовать если у неё желания “чиниться” нет. 
 
Самым простым способом здесь будет искреннее общение с ней. Поделитесь с ней тем, что вы переживаете, чувствуете в связи с ситуацией, что вы думаете по этому поводу, что вы хотите от себя и от неё. Узнайте у неё, что с ней, выслушайте с чем это связано, услышьте её переживания и проблему. Обычно этого достаточно, чтобы ситуация изменилась. 

С наилучшими пожеланиями, 
Юля Савиных

Неудержимая агрессия на ребенка

кричуВопрос:  Добрый вечер! Мне 38 лет. Не замужем и не была замужем. У меня есть дочь, ей 4,5 года. Родила ее осознанно. Воспитываю дочь одна. Рядом никого из родных нет. В последнее время очень часто стала срываться на дочке. Появляется неудержимая агрессия. Я понимаю что так нельзя, но ничего с собой не могу поделать. Мне очень тяжело физически и морально. Я переживаю за своего ребенка. Но в момент агрессии я не могу сдерживаться.  Помогите советом.
Лана, Санкт-Петербург.

Ответ: Лана, здравствуйте. 

Конечно, лучше с таким вопросом обратиться на очную консультацию к психологу. Однако попробую описать в какую сторону можно двигаться самостоятельно.
 
Агрессия на действия ребенка любого возраста – абсолютно нормальна. Проснулся ночью и разбудил меня – я раздражена; размазал кашу, которую мне убирать – я злюсь; надо собираться быстрее в сад, а он медлителен и печален – у меня досада… и т.д. и т.п.
 
Важно КАК мы, родители, обходимся с этой агрессией. Уже хорошо, что Вы ее замечаете. Случаи, когда мама “никогда не злиться” на своего ребенка, гораздо более сложные и ведут к бОльшим проблемам. Итак, шаг первый – заметили. 
 
Шаг второй – определите конкретно, на что Вы злитесь? На то, что она разбила кружку? Не хочет гулять, а мне нужно в магазин? Перепачкала новую одежду?…. То есть важно конкретизировать “на что?”, выделить это, не обобщать на всего ребенка целиком. Я злюсь не на нее, а на ее конкретные действия. 
 
Шаг третий – выбрать как выразить свою злость, раздражение, гнев, не обвиняя ребенка и не оскорбляя его, навешивая ярлык целиком. То есть слова: “я злюсь на тебя, потому что ты разбила кружку” уместнее слов “достала меня, дура криворукая!”. Потому как в первом случае Вы говорите о своем чувстве в связи с конкретной ситуацией. Во втором случае, вы обвиняете ее в вашей злости и обобщая случай до характеристики дуры и криворукости.  Надеюсь пример вносит ясность о конкретике и обобщении и о различии своего чувства и вины ребенка. Перечитываю и понимаю, что многогранно трудно описать, получается лишь “плоский алгоритм”, на любом шаге которого могут возникнуть “затыки”. Однако в рамках письменного ответа, глубже не получится. 
 
Если же Вы замечаете, что “неудержимая агрессия” никак с ребенком не связана, то есть злитесь Вы на начальника, подругу, коллегу, мужчину, а кричите на ребенка, то это повод разбираться с начальником, подругой, коллегой или мужчиной. Без этого уберечь ребенка от нападок невозможно.
 
С наилучшими пожеланиями,
Юля Савиных.

Умер кот. Как помочь дочери?

котВопрос: Здравствуйте! У меня вопрос. У моей дочери умер кот. Его загубили в вет клинике. Но она винит себя и не знаю как ей в этом помочь. Плачет каждый день и не может выйти из депрессии. Как помочь,не знаю. Никого не слышит. Помогите пожалуйста!
Инна, Россия.

Ответ: Инна, здравствуйте.

Горевать и оплакивать потерю естественно. Должно пройти какое-то время, чтобы горе “уменьшилось”. Помочь дочери можно только если она сама захочет, чтобы ей помогли.  Вы можете быть рядом и поддерживать ее. Не говорите, слушайте. Услышьте ее боль, ее трудное, постарайтесь понять как она считает себя виноватой. Советы, типа “не переживай, ты не виновата!” отродясь еще никому не помогли, они не действуют, они лишь сообщают страдающему, что его не слышат, не понимают и считают происходящее с ним не важным. 
 
С наилучшими пожеланиями,
Юля Савиных.

Дочь хочет в ночной клуб

ночной клубВопрос: здравствуйте! моя “домашняя”  дочь 16- ти лет. хочет пойти в ночной клуб погулять до утра. как должна отреагировать мама?
Вероника, Санкт-Петербург.

Ответ: Здравствуйте, Вероника.

Мама в этом случае, да и в других впрочем, “должна” принять самостоятельное решение. Я не знаю ваших отношений, я не знаю норм морали, принятых в вашей семье, я не знаю степень доверия между вами и так далее и тому подобное. Никто не знает “как отреагировать” за Вас.

Вы не пишете о своих опасениях или переживаниях. Скорее всего, Вы ждете подтверждения от “специалиста” о правомерности отказа. Но в любом случае, вы мама, и вы правомерны отказать или согласиться, чтобы Вы не решили. Пока Вы отвечаете за свою несовершеннолетнюю дочь. 

 
Если мама и дочь доверяют друг другу и могут свободно обсуждать любые темы, если дочь имеет устойчивые нравственные основы и не собирается каким либо образом нарушать закон, если этот ночной клуб организовывает программы 16+, то почему бы собственно и нет? 
 
С наилучшими пожеланиями, 
Юля Савиных.

Уровень счастья. У кого больше?

счастьеНовость — 14.07.2016

В 2013-2015 годах национальная статистическая служба Великобритании провела исследование, в котором приняли участие 300 тысяч респондентов. Целью исследования было выявить уровень счастья и удовлетворенностью жизнью опрашиваемых людей. Каждый их них должен был оценить, помимо названных параметров, продуктивность своей жизни и уровень тревожности.

В результате исследования была выявлена следующая тенденция – уровень счастья и удовлетворенность жизнью снижается после 35 лет. Наименее счастливыми и удовлетворенными себя чувствуют люди от 40 до 59 лет, особенно – 50-54-летние. Мужчин это касается в большей степени, несмотря на то, что мужчины менее тревожны, чем женщины. Наиболее счастливыми себя чувствуют респонденты в возрасте 16-19 лет, а также 65-74 лет, после 74 лет уровень счастья снижается, но все равно остается выше, чем у людей среднего возраста.

Полученные данные можно объяснить целым рядом факторов. Люди среднего возраста, как правило, чувствуют себя ответственными как за подрастающих детей, так и за стареющих родителей. В возрасте 40 лет общество ждет от них успехов в карьере и процветания, но на деле они сталкиваются с нестабильностью на рынке труда, проблемами на работе, необходимостью нести на себе всевозможные обязательства, выплачивать долги по ипотеке. Более 85% опрошенных связывают ухудшение своего эмоционального состояния с финансовыми трудностями. Кроме того, многие называют в качестве травмирующих ситуаций интервью при приеме на новую работу и переезд. Вместе с тем, большинство людей из них в этот период жизни сталкиваются с потерями близких и распадом семьи.

Люди старшего возраста, в связи с выходом на пенсию, имеют больше свободного времени на отдых и развлечения, так же, как и молодые люди, только получающие образование. С возрастом взгляд на мир меняется, становится более философским. Кроме того, пожилые люди относятся к другому поколению, несколько иначе, чем нынешние люди среднего возраста,  переживают трудности и воспринимают ответственность.

Данные исследования во многом объясняют часто возникающие депрессивные состояния у людей среднего возраста и подтверждают актуальность обращения за психологической помощью в этот период жизни.

Источник: theguardian.com

Психологический выездной семинар

б17

Хотите?

Отдохнуть и решить проблемы? Изменить своё настоящее? Выйти из тупика и достичь успеха? Изменить отношения с близкими?

Приезжайте!

Репино, Финский залив 3–10 июля или 13-20 августа Джанхот, Чёрное море.

Для вас: Уникальная насыщенная программа. Мини-лекции, упражнения, практики. Команда профессионалов. Возможность общения и уединения.

Для детей от 5 до 15 лет. Отдельная детская группа. Игры и работа с детским психологом. Бережное отношение.

В итоге вы получите: Ощущение ценности вашей жизни. Навыки построения лучших отношений. Способность быть собой. Новое качество жизни. Возможности и ресурсы для изменений.

Как это будет проходить?

Психологический выездной семинар для взрослых и детей “Тур в свою жизнь”

Программа недели полезного отдыха:

  • Участники будут разделены на группы от 8 до 14 человек, этот состав сохраняется все 7 дней.
  • Каждый день утром и вечером по 3 часа работы в группах.
  • Работа в группах состоит из мини-лекций, практик, упражнений.
  • Каждый день — лекция на важную тему.
  • Упражнения и практики бережны и безопасны, направлены на понимание себя.
  • Вы можете работать в вашем темпе, с той степенью открытости, которая вам комфортна.
  • Вечером мастер-классы со свободным посещением, задушевные беседы.

Темы ежедневных лекций

  • Изменения. Как они устроены? Как их достичь?
  • Как общаться с ребёнком любого возраста?
  • На работе эмоции в сторону. Так ли это?
  • Разум и эмоции, — от борьбы к партнёрству.
  • Люди, деньги, отношения
  • Секс и близость в эмоционально связанных отношениях

Ведущие и авторские модули

сашаБогданов Саша. Консультант, психотерапевт, врач.

Прикосновение. Группа телесной психотерапии:

  • Тело — это ключ доступа к вашим переживаниям и к тому, кто вы есть.
  • Мы будем прикасаться. К самому себе. К другому человеку. Медленно и безопасно.
  • Мы не будем небрежно трогать.
  • Мы будем прикасаться друг к другу так, чтобы соприкоснулись наши души.
  • Чтобы стало тепло там, где было холодно. Чтобы стало легко там, где было тяжело. Чтобы стало светло там, где было темно.
  • На группе мы вместе создадим безопасную атмосферу, которая позволит каждому из вас рассмотреть себя самого и свой внутренний мир.
  • Предлагаемые практики безопасны и экологичны.

машаИртуганова Маша. Психолог. Специалист по детско-родительским отношениям.

Скрытые сокровища прошлого, настоящего и будущего. Эхо детства: атлас детско-родительских отношений.

Ребёнку приходится ограничивать себя в условиях детско-родительских отношений. Поэтому в детстве некоторые ресурсы и части личности оказываются в забвении. Эти ресурсы очень важны для способности человека делать свою жизнь более качественной и приятной.

Мы будем исследовать и “остужать горячие точки” детско-родительских отношений. Восстанавливать доступ к ресурсам, оставленным в детстве. Работа с детско-родительскими отношениями вашего прошлого и настоящего будет залогом качественных отношений в будущем.

юля1Савиных Юля. Психолог. Семейный психолог.

Отношения. Личные, рабочие, дружеские, семейные.

Из отношений с другими людьми соткано полотно нашей жизни. От того, как мы их строим, зависят наши настроения и переживания. Будем исследовать свои привычные модели построения отношений. Случайно ли встречается нам один и тот же типаж друга, начальника, любимого? Как мы его находим и как мы с ним обходимся? А с кем я на самом деле хочу дружить, работать, любить? И как мне этого достичь?

Будем пробовать делать непривычное! Прежде всего в отношениях с собой. Однажды прокатившись на велосипеде, опыт удержания равновесия позволяет кататься и не падать. И никакая теория этого не заменит. Опыт нового взаимоотношения останется с вами навсегда.

Остались вопросы? — Звоните! 8 (911) 179-31-06 С удовольствием ответим на все вопросы 

Узнавайте детали! 

 

Тревожно-фобические расстройства. Стратегии работы.

3К тревожно-фобическим расстройствам (ТФР) относят:

  • Панические атаки (сильнейший внезапный страх с вегетативными нарушениями)
  • Агорафобию (боязнь выйти на улицу, боязнь людных мест, боязнь общественного транспорта, боязнь посещения гипермаркетов…)
  • Ипохондрические фобии (страх тяжелого заболевания)
  • Изолированные фобии (боязнь высоты, боязнь глубины…)

Все эти проявления ТФР возникают при сочетании психологической травмы (единовременной сильной или хронической малой интенсивности) и социально-стрессовой нагрузки (напряженная работа, нехватка отдыха, злоупотребление алкоголем…). Спецификой личностных особенностей клиентов с ТФР является разнонаправленные тенденции: экспансивность и контроль.

Важно вначале работы с такими клиентами уделить внимание диагностике и формированию альянса. То есть, в первую очередь прояснить каков симптом, о чём он, какова его связь с контекстом ситуации клиента, при каких условиях окружения симптом сохраняется и усиливается, что симптом делает за клиента. Большое значение имеет установка доверительных отношений и прояснение ролей в процессе терапии. Снизить уровень тревоги клиента помогает пояснение клиенту, что от симптомов ТФР не умирают, не сходят с ума и само расстройство лечится как раз в процессе психотерапии.  Для появления исследовательской позиции можно донести до клиента концепцию организации невротических расстройств и возникновения симптома как способа приспособления. Важно проговорить, что именно я буду делать как терапевт, и для чего. При внимательном отношении к альянсу у клиента возникает понимание, что это расстройство, это лечится и это я делаю сам, что дает основу для осознанного сотрудничества.

Схема для работы с клиентами с ТФР следующая:

  • Симптом
  • Ситуация
  • Межличностный конфликт
  • Внутриличностный конфликт

Например, клиентка Н, 32 г., обратилась с симптомом ПА. В процессе выяснилась ситуация совместного проживания со свекровью и хронического скрытого конфликта с ней. Внутриличностный конфликт заключался в блокировке агрессии. Осознав и связав жизненную ситуацию с ПА, клиентке удалось другим образом контактировать со свекровью, в результате чего симптом ушел. Дальше уже стало возможным разбираться с личностной организацией невротического контроля над эмоциями.

 

Отправной точкой может стать совместная работа, в диалоге с терапевтом, по изучению феноменологии симптома. Она строится на «раскадровке» переживаемого страха. Клиенту предлагается от первого лица в настоящем времени, как будто это происходит именно сейчас, переживать страх, двигаясь внутрь до конца. При развороте катастрофической фантазии происходит фокусировка фигуры, становится более очевидно, чего боится клиент и появляется возможность связать это с актуальным контекстом жизненной ситуации. Исследование катастрофической фантазии может стать хорошей точкой входа для процесса терапии.

Материал катастрофических фантазий отражает процесс клиента. Условно содержание можно разделить на группы:

  • Страх сепарации. Клиенты рассказывают о состоянии беспомощности, страхе остаться без поддержки. «Кричу, меня никто не слышит», «Лежу на тротуаре, а все проходят мимо». Такие рассказы могут являться маркером неосознанного желания разрушения значимых отношений. Здесь уместно прояснение вторичной выгоды симптома.
  • Несостоятельность контроля над эмоциями. Клиенты рассказывают о страхе сойти с ума, упоминая о вине, стыде, указывающих на остановку агрессии. С помощью материала катастрофической фантазии раскрывается конфликт между «долгом/нормой» и «желанием/потребностью». Неосознанная «сумасшедшая часть» стремится снять с себя ответственность, освободиться от жестких норм.
  • Страх безвыходности. Это рассказы о клаустрофобии «Застрял в лифте», «заклинило дверь, не могу выйти» и о страхе умереть. Такие рассказы сигнализируют о размытых границах в отношениях и неопределенности жизненных ориентиров. Как правило неадаптивный ведущим механизмом таких клиентов является смещение (дефлексия), что указывает на наличие хронического межличностного конфликта и трудности с границами.

Подспорьем для сотрудничества в процессе терапии с клиентами с ТФР может служить слоган «Делай это и мы сможем узнать, как ты делаешь себе страшно» 

 

Обратиться за супервизией можно по телефону 8 (911) 179-31-06

Тревога. Как помочь избавиться.


4Как растёт тревога к ночи!

Тихо, холодно, темно.
Совесть мучит, жизнь хлопочет.
На луну взглянуть нет мочи
Сквозь морозное окно…
А. Блок

Из словаря: Тревога – переживание неопределённой, диффузной, безобъективной угрозы. Переживание тревоги похоже на переживание страха, когда причина не осознается, опасность не определена, есть некое предчувствие беды.

При тревоге увеличивается выработка эпинефрина (адреналина), что ведет к физиологическим реакциям, то есть подключается соматика. Это могут быть: головные боли; повышенное потоотделение; учащенное мочеиспускание; кожные раздражения; сердечно-сосудистые сбои (тахикардия, давление); реакции пищеварительного тракта (понос, запор, сухость во рту); реакции дыхательной системы (удушье, одышка, учащенное дыхание).

В рамках гештальт-терапии Ф. Перлз (Perls, 1969) определяет тревогу как разрыв между «теперь» и «позже» или как «страх перед аудиторией».

«Тревога является неизбежной спутницей научения. Это следствие «разрыва между настоящим и будущим. Теряя твердую опору настоящего и начиная заботиться о будущем, вы испытываете тревогу» (Perls, 1969). Такова же природа тревоги, страха перед публикой: когда действие начинается, возникает возбуждение, обеспечивающее успех.

Таким образом, появление тревоги у человека связано с блокировкой некого возникшего возбуждения. Оставаясь не выраженным это возбуждение создает внутреннее тяжелопереносимое эмоциональное состояние бессодержательного беспокойства, ожидания значительных перемен,  прогнозирования неуспеха.

Попадая в ловушку между возбуждением и контролем, человек переживает тревогу.

Например, у подчинённого, получающего взбучку у начальства может возникнуть на уровне первичной физиологии некое возбуждение, основанное на вине, злости, стыде… Невротическим способом включается вторичная физиология в виде контроля, остановки первичного возбуждения. В итоге, человек говорит: «Я спокоен», а его сбитое тяжелое дыхание говорит: «Я тревожусь».

Артист перед выступлением уже имеет импульс действовать, зрители ждут его в зале, он останавливает импульс, испытывая тревогу, смутно ожидает неуспех. Нередко человек при такой тревоге, не удерживает импульс действовать и начинает «ходить из угла в угол», чтобы как-то снять труднопереносимое состояние. Ретрофлексия уходит в движение. «Я волнуюсь», – говорит мать, ходящая туда-сюда возле аудитории, в которой ее ребенок сдает экзамен. Активизация возбуждения в движение снижает накал тревоги.

Исходя из концепции возникновения тревоги, как блокировки возбуждения, задача терапевта помочь клиенту обнаружить, осознать и принять возбуждение, которое у него возникает и дать этому возбуждению возможность проявиться, обращая внимание на организацию контроля, остановки.

То есть, не сглаживать и успокаивать тревогу, либо уводя в движение, восстанавливая дыхание; либо переключая внимание; либо «сочувствуя» создавать новое слияние. А усиливать, взращивать тревогу до осознавания клиентом природы тревоги, связи ее с контекстом ситуации, понимания сути межличностного конфликта и организации внутриличностного конфликта (как я блокирую возбуждение).

Осознание и принятие сути возбуждения и способа остановки поможет клиенту иметь выбор обходиться с ситуацией по-другому.

В случае же если тревога связана с посттравматическим стрессом, ее природа связана с пережитым негативным опытом ранее и ожиданием повтора в будущем. Тревога в этом случае, это реакция на столкновение с невозможной для себя ситуацией, потерей целостности и «стремлением/страхом» повторить ситуацию в будущем, чтобы иметь возможность прожить ее по-другому.

Если рассматривать в этом случае тревогу, как результат блокировки переживания эмоций, связанных непосредственно с травмой, то задача терапевта — это получение доступа к диссоциированным переживаниям, с помощью поддержки, обеспечения безопасности и полного присутствия. Учитывая, что клиент в этом случае переживает «неважное» настоящее лишь как подготовку к трагическому будущему, обращать внимание клиента на эготический способ построения контакта.  Проживая вытесненные чувства, интегрируя эмоциональные и рациональные компоненты, клиент сможет разместить их в своем опыте. Терапевт вначале работы частично заменяет способность клиента к самоутешению и дает возможность разделения переживаемых чувств в диалоге. Ресурсом возникновения интереса к себе и другим сферам жизни, кроме биологического выживания, может стать способность адресовать свой рассказ другому человеку. Не рассказ самому себе о себе как бы в третьем лице, диссоциируясь от аффектов, оставаясь в одиночестве, а именно разделение чувств истории в диалоге.

Зачастую отчаяние, отбирающее надежду на «само собой изменится» или «терапевт меня вылечит от травмы» служит потенциалом выхода из тупика.

…Всё равно не хватит силы
Дотащиться до конца
С трезвой, лживою улыбкой,
За которой — страх могилы,
Беспокойство мертвеца.
А. Блок

Степень вмешательства и самоподдержки. Реконструкция качества жизни.

1Малоопытная девочка-психолог обращается к зарубежному мэтру: «Я боюсь работать, боюсь, что причиню вред клиенту».
«Как ты сможешь? Ему мама вредил, вредил, папа вредил, вредил. Как ТЫ сможешь навредить ему?».
История из жизни.

«Как мне поступить? Разводиться с ним или терпеть?», – спрашивает клиент, и честный, образованный психолог помнит, что советы давать бессмысленно, а зачастую, вредно. Однако из описываемой ситуации (например, муж бьет, пьет, оскорбляет, изменяет…) этот же честный и образованный психолог, как человек, хочет крикнуть: «Убегай оттуда!». И попадает честный и образованный психолог в проблему степени вмешательства в жизнь клиента. И даже аккуратное: «Мне страшно, когда ты рассказываешь то-то и то-то» клиентом, запрашивающим руководство к действию, без самоподдержки, без опоры на себя, может быть воспринято как «Мой психолог сказал: «Разводиться». И честный и образованный психолог это предполагает.

Как быть с психосоматическим больным? У врача таблетками он снимает симптом и не с чем работать, а без таблеток есть риск уже органических поражений и успеет ли результат психотерапии предотвратить осложнения?

Когда побыть «мамой» клиента и поддержать его? Когда фрустрировать и в какой степени? Справится ли сам клиент, при всем гуманистическом нашем уважении к нему? Когда стоит принести свою экспертную оценку?

Эти и подобные вопросы порождают бурную полемику среди специалистов помогающих практик.

В своей практической работе я опираюсь на концепцию к.м.н. К.В. Павлова «О границах применимости парадоксальной теории изменений Арнольда Бейссера в практике реконструкции качества жизни (РКЖ)». С удовольствием, хочу поделиться ее цельностью и простотой, проверенной на опыте. Предлагаемая концепция выбора уровня поддержки клиента вносит бОльшую ясность в стратегию работы. Стоит взглянуть на выбор чуть шире, чем «какую интервенцию сделать», «какую технику применить». И в качестве задачи поставить выработку неких принципов, на основании которых можно принимать уже конкретные решения о тактике оказания помощи. И на эти принципы сможет опираться специалист любого направления, будь то гештальтист, психоаналитик, когнитивист…, выбирая методы сообразно своим направлениям.  

Основными понятиями для решения данной задачи являются «качество жизни» и «самоподдержка». Именно от оценки уровня самоподдержки клиента зависит принимаемое решение о выборе тактики работы в каждом конкретном случае.

В концепции РКЖ клиенты, обращающиеся за помощью, условно разделены на три категории, в зависимости от способности индивида к самоподдержке и саморегуляции, имеющие:

  • низкую способность к самоподдержке (страдающие психотическими расстройствами, с диффузной идентичностью и т.п.);
  • частичную способность к самоподдержке (люди с пограничными расстройствами, психосоматическими заболеваниями, невротическими расстройствами и т.п.);
  • высокую способность к самоподдержке (условно здоровые люди с психологическими кризисами, жизненными затруднениями и т.п.).

Разделение на такие зоны достаточно условно и понятно, что, например, клиента с малой психиатрией можно отнести на границу зоны с низкой и частичной способностью к самоподдержке, а клиента с депрессией на границу частичной и высокой. Такая селекция осуществляется на интуитивной, основанной на опыте, оценке специалиста.

Чем более выражено расстройство и меньше способности к самоподдержке клиента, тем чаще приходится прибегать к медикаментозному лечению. Чем меньше способности к саморегуляции, тем больше экспертное присутствие специалиста. 

В зоне низкого ресурса самоподдержки, когда присутствует риск ухудшения состояния, работают психиатры, хирурги,  реаниматологи и прочие специалисты, которые принимают экспертное решение о выборе помощи клиенту.

При работе с пограничными и невротическими клиентами (при частичной способности к самоподдержке) мы, психологи, психотерапевты и им подобные специалисты, можем доверять организмичечской саморегуляции. И опираться на пародоксальную теорию изменений Арнольда Бейссера, чтобы клиент смог выработать новые творческие приспособления.

А в случае работы с клиентами при высокой способности к самоподдержке, иногда достаточны лишь феноменологические наблюдения и работы на повышение осознанности в зоне актуального внутреннего или внешнего конфликта.

Таким образом, модель выбора степени своей экспертности напрямую зависит от уровня самоподдержки клиента и позволяет ориентироваться в диапазоне тактик психотерапии, максимально эффективной для конкретного клиента.

 

Нужна супервизия? Обращайтесь 8 (911) 179-31-06

Качество жизни. Чем его измерить?

качество жизни«Жакопушка… Бееедненький… Не уезжай. Останься, сокол… Здесь бы уже принцем стал… А я бы тебе ребёночка родила. И петь бы его научила. Уно уно уно ун моменто…», – Фимка считала Жакопушку бедненьким. Жакоб же говаривал, что  «нынешнее существование  для меня не имеет значения».

Как оценить качество жизни Фимки или Жакоба? Чем померить уровень счастия и участия в жизни того или иного человека? В сортах, килограммах, децибелах? Каково качество жизни наркомана, который испытывает яркие не с чем несравнимые чувства эйфории и наслаждения и одновременно теряет связь с людьми и социальную устойчивость? Или уважаемого бизнесмена, находящегося на верхушке социальных структур, имеющего материальные блага, вроде семью, вроде любовницу, вроде друзей, но все только «вроде», разучившегося радоваться бытию как таковому?

Понятие «качество жизни» используется социологами, экономистами, медиками, как некая оценка набора условий и характеристик жизни человека.

По определению ВОЗ качество жизни — это восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системе ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами. Качество жизни определяется физическими, социальными и эмоциональными факторами жизни человека, имеющими для него важное значение и на него влияющими. Качество жизни — это степень комфортности человека как внутри себя, так и в рамках своего общества.

И да, с одной стороны хорошо бы при оценке качества жизни опираться на субъективное ощущение конкретного человека, некую его удовлетворенность от жизненных ролей. Удовлетворен ли я тем какой я: – человек; – мужчина/женщина; – сын/дочь; – брат/сестра; – мать/отец; – муж/жена; – друг/подруга; – коллега; – начальник/подчиненный; – профессионал… Как я оцениваю качество моего: – здоровья; – творчества; – физической формы; – привлекательности… Удовлетворен ли я направлением и уровнем моего личного развития. И так далее, затрагивая различные значимые сферы жизни человека.

С другой стороны, только субъективной оценки явно недостаточно. Человек существо социальное, и является частью субкультур, социальных групп, приверженцев, болельщиков, ненавистников и т.п. И его способ жизни, манера взаимодействия, привычные поведенческие реакции, сформированные пристрастия не меньше субъективных оценок определяют качество жизни. Место, в котором живет; книги, которые читает; хобби, которым увлекается; музыка, которою слушает; круг интересов; наличие семьи; философские суждения; вид спорта; автомобиль; стиль одежды и прочие проявления – объективные компоненты жизни, видимые и оцениваемые другими людьми.

Именно во взаимодействии субъективного и объективного, учитывая всю многогранность каждого из компонентов, есть смысл рассматривать качество жизни человека, как явления в целом. При чем, явление это динамическое, не статичное: заболел человек и качество жизни снизилось, выспался – и повысилось, рубль упал – вниз, лето пришло – вверх…

Одни оценят качество жизни как низкое человека без детей, другие – человека без больших денег, третьи – человека, работающего на заводе, четвертые – слушающего попсу, пятые – не сочувствующего, не переживающего, шестые – не стремящегося помочь другим и т.д. Универсального мерила, к сожалению, не найти.

При оценке качества жизни в социологии используется от 3 до 1000 параметров, в зависимости от целей исследования. Учитываются и объективные показатели (климат, уровень преступности, условия образования и культуры, ВВП, продолжительность жизни…) и субъективная оценка благополучия, основанную на различии желаемого и действительного.

В психологических исследованиях выделены следующие компоненты: ощущение счастья, удовлетворенность жизнью и социально значимые ценностные ориентации личности. Выявлена связь между личностными характеристиками человека и качеством его жизни. Психологи соотечественники ((К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Головина, И.А. Джидарьян, Г.М. Зараковский, Т.Н. Савченко) выделяют в качестве таких характеристик активность, смелость, способность к самовыражению, ответственность, уверенность в себе. Зарубежные психологи (M. Argyle, E. Diener, A. Campbell, Т. Lischetzke, R. Lucas, R. Veenhoven) – высокую самооценку, внутренний контроль, самопринятие, самоуважение, умение планировать время.

С точки зрения философии гештальт-подхода, можно рассмотреть качество жизни через степень удовлетворения потребностей в системе ценностей, культуральных и социальных стандартов. Рассмотрим, например, иерархическую модель потребностей человека А. Маслоу.

1.     Физиологические и безопасность. Есть ли что покушать? Есть ли где жить? Нет ли революций в моей стране? Что с терактами? Что с курсом моей валюты? Безработица ли? А преступность? Какова в общем, безопасность для жизни физической?
2.     Любовь/Принадлежность к чему-либо. Любить и быть любимым, быть принятым собой, родителями, детьми, супругом/супругой, друзьями, коллегами, сообществами, человечеством в конце концов.
3.     Уважение. Уважать и быть уважаемым как личность, быть признанным ребенком, родителем, партнером, другом, профессионалом, деятелем, успешным человеком.
4.     Познание, эстетика, самоактуализация. Духовные потребности: знать, уметь, исследовать, гармония, порядок, красота, реализация целей способностей, развитие личности.

Удовлетворение каждой из потребностей – взаимодействие субъективного и объективного компонента. Степень ее удовлетворения в первую очередь зависит от способности свободно выбирать и с уважением принимать «выбор других». Способность выбирать (будь то страну в которой жить, жену, партнера, профессию, вид спорта, еду, одежду, спектакль, хобби, мировоззрение…) и способность принимать выбор (уволили с работы, отверг любимый, обманул друг, пошел дождь…) напрямую влияют на удовлетворение потребности и как следствие на качество жизни.

Однако, чтобы удовлетворить потребность, хорошо бы ее сначала распознать. Зачастую, человек, в стремлении улучшить свое качество жизни, ошибочно полагается на привнесенные ценности, навязанные обществом, культурой, сми. И достигая их удовлетворения, не получает ожидаемого качества жизни в первую очередь, в субъективном компоненте. Не случайно, в последнее время распространено явление Дауншифтинга (жизненной философии отказа от навязанных целей), где люди, отказываясь от карьеры, накапливания капитала.., меняют страну, меняют друзей, в стремлении балансирования между субъективным и объективным компонентами.

Люди, неудовлетворённые своим качеством жизни, и осознающие это неудовлетворение, обращаются за помощью к психологам, психотерапевтам и другим помогающим профессиям (иногда и к астрологам, экстрасенсам, шаманам и колдунам). И мне, как представителю помогающих практик, важно держать в фокусе, что качество жизни суть не только в субъективном его переживании, что только взаимодействие и динамика субъективного и объективного могут привести к желаемому результату. При чем, с условиями связей человека с ценностями, культурой и законами общества, в которых он существует. Реконструкция качества жизни затрагивает множество различных сфер человеческого бытия.

И чтоб не получилось как в том анекдоте:
– Я раньше по ночам писался в кровать, но теперь я хожу к психологу!
– И что? Перестали писаться?
– Нет. Но теперь я этим горжусь!

 

Записаться на супервизию можно по телефону 8 (911) 179-31-06

Неужели психология это смирение?

0300136_largeВопрос: Здравствуйте, Юлия.
Внимательно прочитала рубрику Вашего сайта «Вопросы и ответы». Не все, конечно, те, которые были созвучны моим жизненным проблемам и вопросам. Подозреваю, что психологу может показаться невозможным найти совет для себя в чужой переписке. Но ведь по сути все мы человеки одинаковы. Нас не любят- страдаем, сделали подлость- мучаемся угрызениями совести…Так вот: из Ваших(если так можно сказать) советов всем этим людям можно сделать вывод, что для того, чтобы быть «счастливым», надо лишь принять себя таким, как есть. Неужели вся наука психология с
 водится к столь очевидной и несложной парадигме? И любую проблему можно решить, по большому счету, смирением? Люблю Достоевского, но ведь этак мы все станем кн. Мышкиными… Разве не в метаниях души, не в противоречиях, страданиях в конце концов и заключена жизнь. Так ли уж надо любить себя, что б быть счастливым?
Анастасия

Ответ: Анастасия, здравствуйте. 

Похоже Вы приглашаете к дискуссии? Или так косвенно ищите помощи? С удовольствием поясню непонятные места и отвечу на вопросы.

…можно сделать вывод, что для того, чтобы быть «счастливым», надо лишь принять себя таким, как есть.” Скорее это первый шаг. Осознать контекст ситуации, в которой находишься, понять свою роль в ней, разобраться в чем же состоит внутренний конфликт, принять это, опереться на это. И здесь скорее речь не о “смирении” (в том смысле как Вы его употребляете), а в разделении сферы своего влияния от сферы своего беспокойства. Если на улице идет дождь и он меня не устраивает, я легко понимаю, что изменить погоду я не могу, даже если она мне не нравится, скорее я буду думать выходить ли на улицу, а если выходить, то как одеться и как добраться до нужной точки. То есть фокус моего внимания на мне, на том, что я могу сделать в ситуации, которая мне не подвластна: сидеть у окна и плакать по случаю дождя, может быть жалеть себя, может быть злиться на пославшего дождь или я возьму зонт и выберу “смириться”, а точнее действовать в этих условиях. Однако пока я не приму дождь и буду делать вид, что светит солнце, я не смогу адекватно выбрать ни свою реакцию, ни свои мысли, ни свое поведение. 

И любую проблему можно решить, по большому счету, смирением? Люблю Достоевского, но ведь этак мы все станем кн. Мышкиными… ” Смирением в понимании “ну и пусть все происходит как происходит” – конечно, нет. Но в смирении, например,  относительно неподвластных нам слов, чувств и дел других людей – очень даже да. Только это вовсе не обозначает, что мы позволяем проблемам управлять нами. Скорее тут подходит “Боже, дай мне мужества изменить то, что я могу изменить, смирения, чтобы принять то, что изменить нельзя, и мудрости, чтобы отличить одно от другого”. Проблемы, вне зоны нашего контроля,  могут быть лишь приняты таковыми, какими они являются, даже если они нас не устраивают. Это зона нашей ответственности. Достоевского тоже люблю и персонаж князя Мышкина уважаю и в некоторых местах даже завидую. Только подозреваю, что тот князь Мышкин, о котором читаю я совсем не похож на того князя Мышкина, о котором читаете Вы. Мой открыт, искренен, ясен, любит людей, принимает людей таковыми, какие они есть. Именно эти качества я в очень ценю в этом персонаже.  

Разве не в метаниях души, не в противоречиях, страданиях в конце концов и заключена жизнь.” В жизни есть многое. В том числе и метания души, противоречия и страдания. Конфликты внешние и конфликты внутренние. Болезни и смерти близких. Боль расставания и страх нового. И еще счастье, любовь, гармония, уважение, радость, успех, творчество… Всего не перечислишь Есть много и оно разное.

Так ли уж надо любить себя, что б быть счастливым?” Для меня это необходимо. Помните как в математике “Необходимо и достаточно”. Так вот любовь к себе это необходимое условие для счастья, однако не достаточное. Человек – существо социальное и только любовью к себе в обществе жить трудно. Но есть хорошая новость: любовь к себе порождает любовь к другим людям. И в то же время, трудно любить других, не любя себя. Эти два чувства и действия связаны между собой. 

Надеюсь удалось прояснить  ответ на вопрос: “Неужели вся наука психология сводится к столь очевидной и несложной парадигме?”

С наилучшими пожеланиями, 
Юля Савиных.

of your page —>