Как растёт тревога к ночи!
Тихо, холодно, темно.
Совесть мучит, жизнь хлопочет.
На луну взглянуть нет мочи
Сквозь морозное окно…
А. Блок
Из словаря: Тревога – переживание неопределённой, диффузной, безобъективной угрозы. Переживание тревоги похоже на переживание страха, когда причина не осознается, опасность не определена, есть некое предчувствие беды.
При тревоге увеличивается выработка эпинефрина (адреналина), что ведет к физиологическим реакциям, то есть подключается соматика. Это могут быть: головные боли; повышенное потоотделение; учащенное мочеиспускание; кожные раздражения; сердечно-сосудистые сбои (тахикардия, давление); реакции пищеварительного тракта (понос, запор, сухость во рту); реакции дыхательной системы (удушье, одышка, учащенное дыхание).
В рамках гештальт-терапии Ф. Перлз (Perls, 1969) определяет тревогу как разрыв между «теперь» и «позже» или как «страх перед аудиторией».
«Тревога является неизбежной спутницей научения. Это следствие «разрыва между настоящим и будущим. Теряя твердую опору настоящего и начиная заботиться о будущем, вы испытываете тревогу» (Perls, 1969). Такова же природа тревоги, страха перед публикой: когда действие начинается, возникает возбуждение, обеспечивающее успех.
Таким образом, появление тревоги у человека связано с блокировкой некого возникшего возбуждения. Оставаясь не выраженным это возбуждение создает внутреннее тяжелопереносимое эмоциональное состояние бессодержательного беспокойства, ожидания значительных перемен, прогнозирования неуспеха.
Попадая в ловушку между возбуждением и контролем, человек переживает тревогу.
Например, у подчинённого, получающего взбучку у начальства может возникнуть на уровне первичной физиологии некое возбуждение, основанное на вине, злости, стыде… Невротическим способом включается вторичная физиология в виде контроля, остановки первичного возбуждения. В итоге, человек говорит: «Я спокоен», а его сбитое тяжелое дыхание говорит: «Я тревожусь».
Артист перед выступлением уже имеет импульс действовать, зрители ждут его в зале, он останавливает импульс, испытывая тревогу, смутно ожидает неуспех. Нередко человек при такой тревоге, не удерживает импульс действовать и начинает «ходить из угла в угол», чтобы как-то снять труднопереносимое состояние. Ретрофлексия уходит в движение. «Я волнуюсь», – говорит мать, ходящая туда-сюда возле аудитории, в которой ее ребенок сдает экзамен. Активизация возбуждения в движение снижает накал тревоги.
Исходя из концепции возникновения тревоги, как блокировки возбуждения, задача терапевта помочь клиенту обнаружить, осознать и принять возбуждение, которое у него возникает и дать этому возбуждению возможность проявиться, обращая внимание на организацию контроля, остановки.
То есть, не сглаживать и успокаивать тревогу, либо уводя в движение, восстанавливая дыхание; либо переключая внимание; либо «сочувствуя» создавать новое слияние. А усиливать, взращивать тревогу до осознавания клиентом природы тревоги, связи ее с контекстом ситуации, понимания сути межличностного конфликта и организации внутриличностного конфликта (как я блокирую возбуждение).
Осознание и принятие сути возбуждения и способа остановки поможет клиенту иметь выбор обходиться с ситуацией по-другому.
В случае же если тревога связана с посттравматическим стрессом, ее природа связана с пережитым негативным опытом ранее и ожиданием повтора в будущем. Тревога в этом случае, это реакция на столкновение с невозможной для себя ситуацией, потерей целостности и «стремлением/страхом» повторить ситуацию в будущем, чтобы иметь возможность прожить ее по-другому.
Если рассматривать в этом случае тревогу, как результат блокировки переживания эмоций, связанных непосредственно с травмой, то задача терапевта — это получение доступа к диссоциированным переживаниям, с помощью поддержки, обеспечения безопасности и полного присутствия. Учитывая, что клиент в этом случае переживает «неважное» настоящее лишь как подготовку к трагическому будущему, обращать внимание клиента на эготический способ построения контакта. Проживая вытесненные чувства, интегрируя эмоциональные и рациональные компоненты, клиент сможет разместить их в своем опыте. Терапевт вначале работы частично заменяет способность клиента к самоутешению и дает возможность разделения переживаемых чувств в диалоге. Ресурсом возникновения интереса к себе и другим сферам жизни, кроме биологического выживания, может стать способность адресовать свой рассказ другому человеку. Не рассказ самому себе о себе как бы в третьем лице, диссоциируясь от аффектов, оставаясь в одиночестве, а именно разделение чувств истории в диалоге.
Зачастую отчаяние, отбирающее надежду на «само собой изменится» или «терапевт меня вылечит от травмы» служит потенциалом выхода из тупика.
…Всё равно не хватит силы
Дотащиться до конца
С трезвой, лживою улыбкой,
За которой — страх могилы,
Беспокойство мертвеца.
А. Блок