Неужели психология это смирение?

06.07.2015 Юля

Неужели психология это смирение?

0300136_largeВопрос: Здравствуйте, Юлия.
Внимательно прочитала рубрику Вашего сайта «Вопросы и ответы». Не все, конечно, те, которые были созвучны моим жизненным проблемам и вопросам. Подозреваю, что психологу может показаться невозможным найти совет для себя в чужой переписке. Но ведь по сути все мы человеки одинаковы. Нас не любят- страдаем, сделали подлость- мучаемся угрызениями совести…Так вот: из Ваших(если так можно сказать) советов всем этим людям можно сделать вывод, что для того, чтобы быть «счастливым», надо лишь принять себя таким, как есть. Неужели вся наука психология с
 водится к столь очевидной и несложной парадигме? И любую проблему можно решить, по большому счету, смирением? Люблю Достоевского, но ведь этак мы все станем кн. Мышкиными… Разве не в метаниях души, не в противоречиях, страданиях в конце концов и заключена жизнь. Так ли уж надо любить себя, что б быть счастливым?
Анастасия

Ответ: Анастасия, здравствуйте. 

Похоже Вы приглашаете к дискуссии? Или так косвенно ищите помощи? С удовольствием поясню непонятные места и отвечу на вопросы.

…можно сделать вывод, что для того, чтобы быть «счастливым», надо лишь принять себя таким, как есть.” Скорее это первый шаг. Осознать контекст ситуации, в которой находишься, понять свою роль в ней, разобраться в чем же состоит внутренний конфликт, принять это, опереться на это. И здесь скорее речь не о “смирении” (в том смысле как Вы его употребляете), а в разделении сферы своего влияния от сферы своего беспокойства. Если на улице идет дождь и он меня не устраивает, я легко понимаю, что изменить погоду я не могу, даже если она мне не нравится, скорее я буду думать выходить ли на улицу, а если выходить, то как одеться и как добраться до нужной точки. То есть фокус моего внимания на мне, на том, что я могу сделать в ситуации, которая мне не подвластна: сидеть у окна и плакать по случаю дождя, может быть жалеть себя, может быть злиться на пославшего дождь или я возьму зонт и выберу “смириться”, а точнее действовать в этих условиях. Однако пока я не приму дождь и буду делать вид, что светит солнце, я не смогу адекватно выбрать ни свою реакцию, ни свои мысли, ни свое поведение. 

И любую проблему можно решить, по большому счету, смирением? Люблю Достоевского, но ведь этак мы все станем кн. Мышкиными… ” Смирением в понимании “ну и пусть все происходит как происходит” – конечно, нет. Но в смирении, например,  относительно неподвластных нам слов, чувств и дел других людей – очень даже да. Только это вовсе не обозначает, что мы позволяем проблемам управлять нами. Скорее тут подходит “Боже, дай мне мужества изменить то, что я могу изменить, смирения, чтобы принять то, что изменить нельзя, и мудрости, чтобы отличить одно от другого”. Проблемы, вне зоны нашего контроля,  могут быть лишь приняты таковыми, какими они являются, даже если они нас не устраивают. Это зона нашей ответственности. Достоевского тоже люблю и персонаж князя Мышкина уважаю и в некоторых местах даже завидую. Только подозреваю, что тот князь Мышкин, о котором читаю я совсем не похож на того князя Мышкина, о котором читаете Вы. Мой открыт, искренен, ясен, любит людей, принимает людей таковыми, какие они есть. Именно эти качества я в очень ценю в этом персонаже.  

Разве не в метаниях души, не в противоречиях, страданиях в конце концов и заключена жизнь.” В жизни есть многое. В том числе и метания души, противоречия и страдания. Конфликты внешние и конфликты внутренние. Болезни и смерти близких. Боль расставания и страх нового. И еще счастье, любовь, гармония, уважение, радость, успех, творчество… Всего не перечислишь Есть много и оно разное.

Так ли уж надо любить себя, что б быть счастливым?” Для меня это необходимо. Помните как в математике “Необходимо и достаточно”. Так вот любовь к себе это необходимое условие для счастья, однако не достаточное. Человек – существо социальное и только любовью к себе в обществе жить трудно. Но есть хорошая новость: любовь к себе порождает любовь к другим людям. И в то же время, трудно любить других, не любя себя. Эти два чувства и действия связаны между собой. 

Надеюсь удалось прояснить  ответ на вопрос: “Неужели вся наука психология сводится к столь очевидной и несложной парадигме?”

С наилучшими пожеланиями, 
Юля Савиных.