Качество жизни. Чем его измерить?

16.11.2015
16.11.2015 Юля

Качество жизни. Чем его измерить?

качество жизни«Жакопушка… Бееедненький… Не уезжай. Останься, сокол… Здесь бы уже принцем стал… А я бы тебе ребёночка родила. И петь бы его научила. Уно уно уно ун моменто…», – Фимка считала Жакопушку бедненьким. Жакоб же говаривал, что  «нынешнее существование  для меня не имеет значения».

Как оценить качество жизни Фимки или Жакоба? Чем померить уровень счастия и участия в жизни того или иного человека? В сортах, килограммах, децибелах? Каково качество жизни наркомана, который испытывает яркие не с чем несравнимые чувства эйфории и наслаждения и одновременно теряет связь с людьми и социальную устойчивость? Или уважаемого бизнесмена, находящегося на верхушке социальных структур, имеющего материальные блага, вроде семью, вроде любовницу, вроде друзей, но все только «вроде», разучившегося радоваться бытию как таковому?

Понятие «качество жизни» используется социологами, экономистами, медиками, как некая оценка набора условий и характеристик жизни человека.

По определению ВОЗ качество жизни — это восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системе ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами. Качество жизни определяется физическими, социальными и эмоциональными факторами жизни человека, имеющими для него важное значение и на него влияющими. Качество жизни — это степень комфортности человека как внутри себя, так и в рамках своего общества.

И да, с одной стороны хорошо бы при оценке качества жизни опираться на субъективное ощущение конкретного человека, некую его удовлетворенность от жизненных ролей. Удовлетворен ли я тем какой я: – человек; – мужчина/женщина; – сын/дочь; – брат/сестра; – мать/отец; – муж/жена; – друг/подруга; – коллега; – начальник/подчиненный; – профессионал… Как я оцениваю качество моего: – здоровья; – творчества; – физической формы; – привлекательности… Удовлетворен ли я направлением и уровнем моего личного развития. И так далее, затрагивая различные значимые сферы жизни человека.

С другой стороны, только субъективной оценки явно недостаточно. Человек существо социальное, и является частью субкультур, социальных групп, приверженцев, болельщиков, ненавистников и т.п. И его способ жизни, манера взаимодействия, привычные поведенческие реакции, сформированные пристрастия не меньше субъективных оценок определяют качество жизни. Место, в котором живет; книги, которые читает; хобби, которым увлекается; музыка, которою слушает; круг интересов; наличие семьи; философские суждения; вид спорта; автомобиль; стиль одежды и прочие проявления – объективные компоненты жизни, видимые и оцениваемые другими людьми.

Именно во взаимодействии субъективного и объективного, учитывая всю многогранность каждого из компонентов, есть смысл рассматривать качество жизни человека, как явления в целом. При чем, явление это динамическое, не статичное: заболел человек и качество жизни снизилось, выспался – и повысилось, рубль упал – вниз, лето пришло – вверх…

Одни оценят качество жизни как низкое человека без детей, другие – человека без больших денег, третьи – человека, работающего на заводе, четвертые – слушающего попсу, пятые – не сочувствующего, не переживающего, шестые – не стремящегося помочь другим и т.д. Универсального мерила, к сожалению, не найти.

При оценке качества жизни в социологии используется от 3 до 1000 параметров, в зависимости от целей исследования. Учитываются и объективные показатели (климат, уровень преступности, условия образования и культуры, ВВП, продолжительность жизни…) и субъективная оценка благополучия, основанную на различии желаемого и действительного.

В психологических исследованиях выделены следующие компоненты: ощущение счастья, удовлетворенность жизнью и социально значимые ценностные ориентации личности. Выявлена связь между личностными характеристиками человека и качеством его жизни. Психологи соотечественники ((К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Головина, И.А. Джидарьян, Г.М. Зараковский, Т.Н. Савченко) выделяют в качестве таких характеристик активность, смелость, способность к самовыражению, ответственность, уверенность в себе. Зарубежные психологи (M. Argyle, E. Diener, A. Campbell, Т. Lischetzke, R. Lucas, R. Veenhoven) – высокую самооценку, внутренний контроль, самопринятие, самоуважение, умение планировать время.

С точки зрения философии гештальт-подхода, можно рассмотреть качество жизни через степень удовлетворения потребностей в системе ценностей, культуральных и социальных стандартов. Рассмотрим, например, иерархическую модель потребностей человека А. Маслоу.

1.     Физиологические и безопасность. Есть ли что покушать? Есть ли где жить? Нет ли революций в моей стране? Что с терактами? Что с курсом моей валюты? Безработица ли? А преступность? Какова в общем, безопасность для жизни физической?
2.     Любовь/Принадлежность к чему-либо. Любить и быть любимым, быть принятым собой, родителями, детьми, супругом/супругой, друзьями, коллегами, сообществами, человечеством в конце концов.
3.     Уважение. Уважать и быть уважаемым как личность, быть признанным ребенком, родителем, партнером, другом, профессионалом, деятелем, успешным человеком.
4.     Познание, эстетика, самоактуализация. Духовные потребности: знать, уметь, исследовать, гармония, порядок, красота, реализация целей способностей, развитие личности.

Удовлетворение каждой из потребностей – взаимодействие субъективного и объективного компонента. Степень ее удовлетворения в первую очередь зависит от способности свободно выбирать и с уважением принимать «выбор других». Способность выбирать (будь то страну в которой жить, жену, партнера, профессию, вид спорта, еду, одежду, спектакль, хобби, мировоззрение…) и способность принимать выбор (уволили с работы, отверг любимый, обманул друг, пошел дождь…) напрямую влияют на удовлетворение потребности и как следствие на качество жизни.

Однако, чтобы удовлетворить потребность, хорошо бы ее сначала распознать. Зачастую, человек, в стремлении улучшить свое качество жизни, ошибочно полагается на привнесенные ценности, навязанные обществом, культурой, сми. И достигая их удовлетворения, не получает ожидаемого качества жизни в первую очередь, в субъективном компоненте. Не случайно, в последнее время распространено явление Дауншифтинга (жизненной философии отказа от навязанных целей), где люди, отказываясь от карьеры, накапливания капитала.., меняют страну, меняют друзей, в стремлении балансирования между субъективным и объективным компонентами.

Люди, неудовлетворённые своим качеством жизни, и осознающие это неудовлетворение, обращаются за помощью к психологам, психотерапевтам и другим помогающим профессиям (иногда и к астрологам, экстрасенсам, шаманам и колдунам). И мне, как представителю помогающих практик, важно держать в фокусе, что качество жизни суть не только в субъективном его переживании, что только взаимодействие и динамика субъективного и объективного могут привести к желаемому результату. При чем, с условиями связей человека с ценностями, культурой и законами общества, в которых он существует. Реконструкция качества жизни затрагивает множество различных сфер человеческого бытия.

И чтоб не получилось как в том анекдоте:
– Я раньше по ночам писался в кровать, но теперь я хожу к психологу!
– И что? Перестали писаться?
– Нет. Но теперь я этим горжусь!

 

Записаться на супервизию можно по телефону 8 (911) 179-31-06