Вопрос: Как помочь клиенту (молодой мужчина) выражать злость и выражать в приемлемой форме. Что можно предложить на встрече?
Одним из своих достоинств клиент считает сдержанность и воспитанность. Про свои недостатки говорит, что «меня легко вывести из себя, но внешне это не проявляю», «внутри уже порвал его на кусочки, а снаружи сдержан». Говорит, что злость копится и недавно выплеснулась не «на того человека». Рассказывал про злость на деда, оскорблявшего его в детстве. В детстве не мог ответить, а сейчас смысла говорить ему не видит (когда предложила на фигурках проговорить, о чем хотел сказать деду в детстве).
Ответ: Для начала хорошо бы разобраться в том, что именно дает ему сдержанность и воспитанность. Ведь нужные фичи, зачем от них отказываться?! Как говорится: делай, что хорошо умеешь, пока не затошнит, а когда затошнит, попробуй что-нибудь другое. Проверяем мотив на изменения, ведь это же несущая конструкция. Пока он ясно не увидит плюсы и минусы сдержанности-воспитанности, нет мотива что-либо менять.
Вот если мотив появился, например, надоело прокручивать мысленные диалоги с обидчиками или разбил уже всю посуду в доме, или иногда неожиданно трясёт все тело, или… вот тогда замеченная им связь между невыраженной агрессией позволит пробовать.
Разорвать обидчика на кусочки уголовно наказуемо, накричать в ярости чревато виной. Поэтому нужно будет искать социально приемлемые формы выражения агрессии. В злости важно выделить три ключевых момента: на кого, за что, чего хочу.
Сначала, чтобы ухватить суть, просим ругаться на обидчика, как если бы он был сейчас тут (фигурка, стул, любой предмет сойдут за него). Из этого потока становится ясным «за что». И после ищем ответ на вопрос «Что ты хочешь в связи с этим?». Например, поток такой: «Сансаныч, ленивая жопа, ни фига не объясняешь, что именно делать, придёшь на пять минут, все обосрешь, а я опять переделывай». Ответ на вопрос «что хочешь?»: «Пусть объяснит хоть». Предлагаем сформулировать в приемлемой форме, чтобы выразить обидчику. Если не получается, можем предложить свои варианты, например: «Александр Александрович, я не понимаю ваших требований к работе, вы редко появляетесь и не объясняете, что хотите. Будьте добры, подходите чаще и объясните, что и как делать».
В случае с дедом или с обидчиком вне доступа, достаточно самого потока в настоящем времени от первого лица.
Цель выражения агрессии не в «перевоспитании» человека, а в том, чтобы освободиться от агрессии внутри, чтобы освободиться от проблемы, опознанной в мотиве на изменения.