Вопрос: Я бесплатно консультирую клиентов после/между сессиями..
Как грамотно выставить эту границу, не потеряв клиента?
После сессии пишут, вопросы задают, рассказывают проблемы… Не могу не ответить.. уходит много времени, практически консультирую в переписке..
Ответ: Думаю, что рекомендации ответить, например, «обсудим это на встрече» для вас не сработают. Потому как вы описываете сцепку «бесплатно консультирую после/между» равно «не теряю клиента». То есть вы сами убеждены, что за ту оплату, которую вы получаете за сессии, вы еще и должны отвечать на вопросы и описание проблем в переписке. Иначе клиент будет не удовлетворен вашей работой и уйдет. Конечно, это подходящий запрос для вашей личной терапии. И тут несколько углов рассмотрения.
Насколько адекватно вы воспринимаете объявленную вами цену за консультацию? Вполне возможно, что оцениваете ее завышенной и пытаетесь скомпенсировать, будучи на связи 24/7.
Может быть, у вас трудности с отказом в просьбах другим людям вообще. Отказывая же, приходится сталкиваться с их обидой, недовольством и с собственной виной, стыдом, страхом отвержения. А ну как я перестану нравиться людям, переживу ли?
Еще, возможно, считаете клиентов маленько неспособными справиться с собственными вопросами и проблемами без вас. Они ж, дурашки, как-то попали в эти проблемы, а тут вы такая «всемогущая», да и еще и добрая. Как устоять от позиции гуру по чужим вопросам и проблемам? Экая манящая состоятельность!
А может, вы просто почерпнули такой образец поведения с клиентами от своего психолога или преподавателя.
А может, у вас семеро детей, съемное жилье, и вы боитесь умереть от холода и голода.
А может…
Важно, пожалуй, еще обозначить, что, бесплатно переписываясь, вы начинаете тяготиться клиентами и чуток «ненавидите» их в работе. И это не есть полезно как минимум для них самих.
В общем, несите в личную терапию и разбирайтесь. Тут важна внутренняя уверенность, что «я не задолжала ничего клиенту, кроме внимания и компетенций в те 50 минут еженедельной встречи, которая у нас запланирована». То есть, мне не приходится постоянно отказывать им в переписке. Крайне редко, при определенной особенности клиента, он может что-то у меня спросить, и у меня занимает 5 минут в год ответить «обсудим на встрече». А так им в голову не приходит писать мне что-то между/после. Разве что поздравить с Новым годом или обсудить перенос/отмену.