«Вот тебе еще два правила Глеба Жеглова, запомни их — никогда не будешь сам себе дураком казаться!.. Первое: даже «здравствуй» можно сказать так, чтобы смертельно оскорбить человека…» А. и Г. Вайнеры
Замечали? Приходит клиент и начинает с того, что «Я не знаю, о чем говорить», «Я не знаю, зачем я сюда хожу»… Вроде бы у него затруднение, а сочувствия его слова не вызывают.
Свою проблему такие клиенты приносят в форме монолога, пассивно, без ответственности за изменения. Как доктору прыщ. Периодически дискриминируют успехи терапии – «хожу, хожу, ничего не меняется». Ну и обижаются, если обращать их внимание на все это.
Такая форма коммуникации соблазняет психолога принять активную экспертную позицию и работать с клиентом на своей энергии, задавать много вопросов, предлагать эксперименты и упражнения. Вот тут как раз и кроется ловушка. Не вытяните. Он все больше будет разочарован, пока не сможет принять свою долю ответственности за работу.
Важно помнить, что клиент сдерживает агрессию, которая может помочь разрушить что-то утратившее смысл в его жизни, именно то, что мешает его изменениям. И наша задача – замечать выражения пассивной агрессии и обращать на это внимание, как бы не было трудно находиться рядом с обидой. Ещё и ещё раз возвращаться к контракту: «Зачем пришёл? И чем я могу помочь?» И, конечно, создавать условия для возможности развернуть агрессию из пассивной в активную.